Мероприятия по совершенствованию оценки кредитного риска заемщика в коммерческом банке
Самая опасная теория, по мнению Зубова, - это провозглашение импортозамещения. После кризиса всегда в выигрышной ситуации находилась та нация, которая не изменяла в стране все подряд, а определяла ключевые отрасли и направляла все усилия на их развитие: например, Германия с ее ключевой отраслью - автомобилестроением. TESTINGTESTING
Господин Зубов отметил первоочередные задачи, которые, по его мнению, нам предстоит решить.
1) Формирование национальной инвестиционной системы безотносительно мировой. Москва должна стать мировым финансовым центром, считает Зубов. Но для этого нужны не только активы, сначала надо сформировать пассивы. В этом случае надо принять решения по следующим направлениям:
- пенсионной системе;
- единому социальному налогу;
- формированию накопительной пенсионной системы.
2) Замораживание тарифов на услуги естественных монополий. Здесь существует огромный запас непроизводительных издержек.
Необходимо поддержать стратегические предприятия. Они не обязательно должны быть крупными, они могут быть и маленькими, но иметь передовые технологии. Здесь Зубов согласен с прогнозом министра финансов А.Л. Кудриным, что к осени мы можем получить новую волну финансового кризиса, но не из-за маленьких банков, не из-за региональных, а из-за крупных, которые выдали большие кредиты крупным предприятиям, а те их не смогут вернуть в силу их устаревших технологий.
Из кризиса выходят с новой парадигмой оценок и отношений, и нам необходимо быть настроенными не на то, чтобы пережидать кризис в течение одного-полутора лет, пока есть резервы, а использовать эти резервы эффективным способом и выходить из кризиса технологически. И не надо забывать простой исторической истины: 1998 г. региональные банки пережили успешно, а самые крупные, самые великие банки ушли в небытие, оставшись только на страницах истории.
Рекомендации участников конференции
Правительству Российской Федерации:
- безотлагательно рассмотреть комплекс мер по управлению проблемной задолженностью и оценить целесообразность создания Фонда проблемных активов;
- рассмотреть возможность внесения изменений в действующую схему рекапитализации банковского сектора, предполагающих равный доступ кредитных организаций к инвестициям в капитал, а также допускающих приобретение государством долей участия без привлечения средств собственников банков;
- рассмотреть вопрос о выделении Агентству по страхованию вкладов дополнительного финансирования со стороны Банка России на возвратной основе на период до конца 2009 г. для покрытия возросших страховых обязательств;
- рассмотреть возможность увеличения максимальной доли средств на банковских счетах в структуре вложений пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка;
- совместно с Банком России продолжить работу по развитию национальной индустрии кредитных рейтингов, в частности, разработать законодательную базу деятельности рейтинговых агентств, ускорить процесс аккредитации национальных рейтинговых агентств при Минфине России;
- продолжить работу по формированию правовых условий для развития рынка инфраструктурных облигаций: в частности рассмотреть вопрос о введении льготного режима налогообложения доходов по данным бумагам.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- в короткие сроки рассмотреть законодательные инициативы, нацеленные на повышение устойчивости ресурсной базы российских кредитных организаций:
- временно (на период до конца 2009 г.) ввести 100%-ную гарантию по вкладам физических лиц;
- обеспечить возможность дифференциации ставки страховых взносов в зависимости от условий договора банковского вклада, ограничивающих или допускающих их досрочное изъятие;
- включить на период до конца 2009 г. в состав банковских обязательств, подлежащих страхованию, средства индивидуальных предпринимателей и срочные депозиты юридических лиц на сумму до 1 млн. руб. с франшизой не менее 20%;