Мероприятия по совершенствованию оценки кредитного риска заемщика в коммерческом банке
Реализация предлагаемой схемы позволит смягчить инфляционные последствия рекапитализации, а также существенно расширить объем финансовых инструментов, включенных в ломбардный список Банка России. В ситуации острого кризиса на рынке корпоративных облигаций и резкого снижения его объемов целенаправленные шаги по увеличению выпуска государственных облигаций позволят смягчить негативный эффект, вызванный резким сокращением доли рыночных активов в банковских балансах. TESTINGTESTING
Что касается поддержки региональной банковской системы, то для этого целесообразно активнее использовать потенциал и возможности международных финансовых организаций. Правительству РФ и Российскому банку развития предлагается обратиться к международным финансовым организациям и зарубежным институтам развития (EBRD, IFC, KfW и др.) с предложением о формировании совместного фонда рекапитализации банковской системы. Данный фонд на паритетной основе должен наполняться денежными средствами, которые в последующем будут направляться на пополнение капитала региональных кредитных организаций.
По мнению аналитиков Ассоциации "Россия", в целях увеличения капитала первого уровня кредитных организаций целесообразно реализовать также следующие меры:
- выкуп государством, Банком России или специализированным агентом Правительства РФ привилегированных или обыкновенных акций кредитных организаций, в том числе с передачей частным собственникам банков опционов на приобретение соответствующих акций по истечении 3 - 5 лет;
- предоставление кредитным организациям субординированных кредитов сроком свыше 30 лет.
В качестве временной антикризисной меры целесообразно предоставить всем кредитным организациям налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на три года, а также отказаться от вычитания из капитала банков долей участия в хозяйственных обществах в случае участия в капитале дочерней кредитной организации (банковская группа).
В целях увеличения капитала второго уровня кредитных организаций предлагаются следующие меры:
- выведение на финансовый рынок гибридных инструментов;
- установление в федеральном законе требования к минимальному капиталу кредитной организации, имеющей право на получение субординированного кредита, в размере 1 млрд. руб.
При работе с проблемной задолженностью предлагается дифференцированный подход к долгам предприятий и организаций (коммерческая задолженность) и долгам физических лиц (потребительская задолженность).
В целях оптимизации управления коммерческой задолженностью предлагается шире использовать механизмы реструктуризации и пролонгации предоставленных ранее банковских кредитов с одновременным привлечением дополнительного обеспечения, гарантий и поручительств по таким кредитам. При этом в качестве гарантов и поручителей могут выступать Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования или созданные ими гарантийные институты.