Мероприятия по совершенствованию оценки кредитного риска заемщика в коммерческом банке
Закон "О секьюритизации" призван стать основой для создания механизма рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. Новое законодательство о секьюритизации должно позволить осуществлять не только локальные сделки рефинансирования кредитных портфелей, но и секьюритизировать активы в нефинансовом секторе. Закон обеспечит максимальную свободу структурирования сделок секьюритизации на национальном рынке. В развитие проекта федерального закона "О секьюритизации" подготовлены также проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О секьюритизации" и проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О секьюритизации". TESTINGTESTING
Кроме того, считает Анатолий Аксаков, следует внимательнее отнестись к порядку применения международных рейтингов долгосрочной кредитоспособности в отношении региональных банков, принимающих участие в Программе финансовой поддержки малых и средних предприятий ОАО "РосБР".
Эти требования изложены в Порядке осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденном Наблюдательным советом ВЭБа 5 февраля 2009 г.
Как известно, в условиях финансового кризиса существенно обострилась проблема "плохих" долгов. В связи с этим для координации усилий различных министерств и ведомств, ЦБ РФ и банковского сообщества Ассоциация "Россия" предлагает сформировать постоянную межведомственную рабочую группу по управлению проблемной задолженностью, в которую должны войти представители банковских ассоциаций.
По информации, прозвучавшей на круглом столе "Проблемные долги: Россия и международный опыт", который провела Ассоциация "Россия" в партнерстве с IFC, к 1 апреля 2009 г. общий объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям реального сектора и физическим лицам, превысил 17,3 трлн руб., а доля просроченной задолженности граждан и организаций составила соответственно около 3,4 и 4,7%. Во второй половине 2009 г. можно ожидать обострения ситуации с погашением задолженности по кредитам. Это потребует создания комплексной системы управления проблемной задолженностью, функционирующей на уровне не только отдельно взятого банка, но и банковской системы в целом.
Для построения такой системы требуется изменение действующего законодательства и нормативно-правовой базы Банка России. Необходимые изменения корпоративного и налогового законодательства будут зависеть от того, потребуется ли отделение проблемных активов кредитных организаций от работающих активов и в какой организационно-правовой форме будут создаваться фонды аккумулирования и выкупа проблемных долгов, если такое решение будет принято.
Превентивной мерой, позволяющей купировать негативные последствия, является рекапитализация банковской системы. В отличие от ранее предпринятых мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковской системы, проведение рекапитализации является длительной процедурой. Ее подготовка и осуществление даже при согласованных действиях всех участников процесса могут занять от шести месяцев до года и потребуют "ручного" управления со стороны федеральных и территориальных органов денежной власти при одновременных действиях, предпринимаемых в отношении сотен кредитных организаций.
С учетом резкого снижения доходов федерального бюджета средства для рекапитализации банковской системы следует изыскивать за счет увеличения размера государственного долга, считают в Ассоциации "Россия". Выкуп банковских акций государством может производиться путем передачи кредитным организациям государственных облигаций, выпуск которых осуществляется в указанных целях. В последующем эти ценные бумаги могут использоваться кредитными организациями в сделках краткосрочного ломбардного кредитования.