Стабилизационная роль собственного капитала банков
Решить эту задачу простым наращиванием собственного капитала в докризисный период невозможно, особенно посредством увеличения нормативов капитала (HI, Н2, НЗ, НЗ-1). Дело в том, что в этих случаях прирост капитала материализуется в дополнительные основные фонды, долгосрочные кредиты, инвестиционные бумаги, то есть в низко- и неликвидные активы, а с началом банковской паники, чтобы ослабить натиск вкладчиков, финучреждениям нужна именно высокая ликвидность. Поэтому даже хорошо капитализированные банки не защищены от банкротства на первом этапе кризиса, поскольку не могут собственными силами своевременно трансформировать свой капитал в ликвидность. TESTINGTESTING
Так, в начале кризиса 2008—2009 гг. все украинские банки столкнулись с проблемой ликвидности, которая была обусловлена:
- обвалом рынка межбанковского кредитования (МБК);
- неготовностью НБУ своевременно предоставить банкам кредиты рефинансирования;
- методической нерешенностью вопроса о немедленном увеличении банками собственного капитала и его направлении на пополнение ликвидных денежных средств;
- определенной недооценкой роли ликвидности в практике обеспечения стабильности банков, что обусловило ее слабую управляемость в пределах экономического цикла.
Рассмотрим некоторые из этих факторов детальнее.
Обвал рынка МБК является объективным следствием оттока привлеченных средств. Поэтому с началом кризиса у банков не только стремительно возрастает потребность в ликвидности, но и "мельчает" главный источник привлечения средств через механизм кредитования под залог капитальных активов на рынке МБК. Компенсировать потерю банками этого источника ликвидности можно за счет наращивания их рефинансирования центральным банком, как это широко практиковалось во многих странах во время кризиса. Однако в Украине этот источник не был должным образом подготовлен, и большинство банков не смогли им воспользоваться.
Так, НБУ предоставил помощь посредством рефинансирования (около 100 млрд. грн.) только группе банков, имевших большую задолженность перед иностранными кредиторами, сроки погашения которой приближались. Чтобы избежать дефолта этих банков, НБУ позволил им израсходовать значительную часть полученных средств на погашение внешнего долга, а для оперативной поддержки ликвидности на внутреннем рынке этих и всех других банков денежных средств рефинансирования не хватило. По данным Ю. Сколотяного, первые два месяца кризиса, когда натиск вкладчиков на банки был самым высоким, 160 банков (88,9% их общего числа) не могли получить средства на поддержку ликвидности от НБУ [3]. Ситуацию ухудшало еще и то, что правительственная помощь трем банкам ("Київ", "Укргазбанк", "Родовід-банк") в форме рекапитализации в объеме 16,4 млрд. грн. была обеспечена не реальными бюджетными средствами, а только долговыми обязательствами правительства, которые банки имели право рефинансировать в НБУ, уменьшая тем самым его ресурсы.
Мировой опыт выведения банков из кризиса говорит, что ключевая роль в помощи тем финучреждениям, которые попали в сложную финансовую ситуацию, принадлежит государству.
Исследования антикризисных мер, применявшихся правительствами и центральными банками многих стран во время мирового кризиса 2007—2009 гг., выявили большое количество способов такой помощи, которые носили характер опосредованного и прямого влияния на банки. Например, А. Барановский, анализируя практику проведения антикризисной политики правительств ведущих стран мира в 2007—2009 гг., насчитал 27 способов опосредованной или прямой поддержки банков, испытывавших финансовые трудности [4, с. 9]. К инструментам опосредованного влияния относятся гарантирование государством кредитов, снижение учетной ставки, расширение видов активов, принимаемых центральными банками в обеспечение под рефинансирование, снижение нормативов резервирования депозитов и др. Все они не требуют дополнительных бюджетных расходов, поэтому их список шире, чем у способов прямого вмешательства, поскольку последнее требует значительных бюджетных средств. Среди них центральное место занимает рекапитализация банков.