Формы международных расчетов
Алгоритм инкассовой операции следующий:
1. Экспортер заключает контракт с импортером о продаже товаров на условиях расчетов по документарному инкассо и отправляет ему товар.
2. Экспортер направляет своему банку – ремитенту инкассовое поручение и коммерческие документы. TESTINGTESTING
3. Банк экспортера пересылает инкассовое поручение и коммерческим документы инкассирующему банку, который может одновременно выступать в качестве представляющего банка.
4. Инкассирующий (представляющий) банк, представляет полученные коммерческие и финансовые документы импортеру для акцепта и оплаты. Представление документов также может быть выполнено инкассирующим банком через другой банк (как правило, банк импортера), если в инкассовой операции участвуют более двух банков – корреспондентов.
5. Импортер производит оплату документов инкассирующему (представляющему) банку на основе банковского перевода.
6. Инкассирующий банк переводит платеж банку ремитенту (или банку экспортера) платежным поручением.
7. Банк-ремитент зачисляет переведенную суму на счет экспортера-бенефициара.
Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов (тратт). Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортеру документы или тратты к оплате (акцепту). В случае неплатежа или неакцепта банк импортера извещает об этом доверителя или его банк. Обычно банки не отвечают за правильность оформления товарных документов и соответствие их требованиям контракта и ограничиваются проверкой соответствия представленных документов по внешним признакам тем, которые перечислены в инкассовом поручении.
Расчеты при документарном инкассо производятся на основании следующих документов, оговоренных сторонами в контракте:
счет-фактура или коммерческий счет, выписанный экспортером для получения с покупателя причитающихся ему средств;
отгрузочные документы, удостоверяющие отправку товара (коносаменты, железнодорожные, авто- или авианакладные, почтовые квитанции);
страховые полисы;
различные сертификаты, спецификации, свидетельства;
таймшит (документ, подтверждающий продолжительность погрузки или разгрузки судна в порту);
другие документы, предусмотренные в контракте.
При наличии у российского банка соответствующей (генеральной) лицензии и при осуществлении им самостоятельной работе по инкассо проверенный комплект представленных документов направляется инкассирующему (представляющему) банку с первым экземпляром инкассового поручения. Банк-ремитент дает в инкассовом поручении инструкцию о способе получения платежа и (по почте, телеграфу, по каналами SWIFT) или извещения об акцепте, а также инструкции о порядке зачисления экспортной выручки, указывая наименование банка-корреспондента, через который должен быть, осуществлен платеж. Инкассовые поручения, как правило, составляются в пяти экземплярах.
Первый экземпляр инкассо подписывают два уполномоченных сотрудника банка. После проверки и оформления инкассового поручения его первый экземпляр, счета-фактуры, отгрузочные документы направляются банком-ремитентом в иностранный банк страны импортера, который и будет инкассировать средства в соответствии с инкассовым поручением экспортера.
Второй экземпляр инкассо служит почтовым запросом инкассирующему банку о причине неуплаты или неакцепта, если к расчетному сроку получения платежа или акцепта извещение от банка-импортера еще не поступало.
Третий экземпляр инкассо используется для отсылки оригинала коносамента следующей банковской почтой.
Четвертый экземпляр инкассо, подписанный двумя уполномоченными лицами организации-экспортера и заверенный оттиском печати, вместе с копиями счетов-фактур находится на контроле у банка-экспортера (ремитента) до получения платежа или акцепта либо других инструкций экспортера, возникших в результате пересмотра условий контракта.