Тенденции и проблемы функционирования системы обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации и Республики Татарстан
Устойчивую тенденцию к снижению имеет учтенная заболеваемость алкоголизмом, которая в 2006 году уменьшилась на 18,0%.
Однако темпы снижения по отдельным заболеваниям минимальны.
Не удалось в полной мере реализовать программы предупреждения заболеваний, имеющих социальный характер, в первую очередь предупреждения онкологической заболеваемости и артериальной гипертонии. TESTINGTESTING
Наиболее важной является проблема онкологической заболеваемости. Этот вопрос был недавно обсужден на заседании коллегии Минздрава. В 2006 году рост онкопатологии продолжился. Треть пациентов обращаются за медицинской помощью на поздних стадиях болезни. В 2006 году запущенность злокачественных новообразований возросла на 2,5%. Следовательно, есть основание говорить о недостаточной профилактической работе среди населения, онкологической настороженности.
К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется стереотип пренебрежительного отношения к здоровью. Большинство наших граждан обращается за медицинской помощью поздно, когда уже необходимы серьезные вмешательства врачей.
Сегодня сделан реальный шаг к появлению мотивации заинтересованности в сохранении собственного здоровья. С 2007 года работодатели, а, следовательно, и сами работники, участвуют в компенсации расходов за первые два дня по временной нетрудоспособности. Это должно стать весомым аргументом в пропаганде здорового образа жизни.
Здоровье населения во многом зависит от эффективности системы здравоохранения, в первую очередь внебольничной помощи.
В связи с монетизацией льгот возросла нагрузка на поликлиническую службу. Однако, традиционная поликлиника по существу не готова к выполнению дополнительной работы. Недоукомплектованность врачами, отсутствие компьютеров на рабочих местах, сохранение прежних организационных технологии, в первую очередь крайне неэффективное использование рабочего времени врача, привели к очередям. От черезмерной нагрузки при тех же уровнях заработной платы начались увольнения медицинского персонала. В этих условиях крайне важен быстрый переход на систему общей врачебной практики. Это – контрактная система оплаты труда, система единого лечащего врача, замена участковой медицинской сестры на фельдшера, максимальная ориентация на прием больных в поликлинике и компьютеризация рабочего места.
В рамках Республиканской программы "Общая врачебная практика" в центры общей врачебной практики трансформированы 42 поликлиники. Обучено около 656 врачей и 400 средних медицинских работников. Первые результаты работы врачей общей практики доказывают правильность решений. Почти в 2,0 раза возрос охват подлежащего населения диспансерным наблюдением, в 2,2 раза – профосмотрами на выявление глаукомы, более чем в 2,0 раза увеличилась выявляемость больных артериальной гипертонией, в 2,5 раза – сахарного диабета.
Врачи общей практики взяли на себя часть неотложной помощи. В результате число вызовов скорой помощи сократилось на 9,7%, количество амбулаторно обслуженных пациентов на 10,9%.
Дополнительное лекарственное страхование при амбулаторном лечении льготных категорий населения в сочетании с общей врачебной практикой должны существенно сократить объемы стационарной помощи и позволит провести ее дальнейшую реструктуризацию.
Необходима на территории Республики Татарстан поддержка в компьютеризации поликлиник и их приоритетном оснащении медицинским оборудованием. Информационные технологии в сочетании с новыми организационными технологиями позволят существенно повысить уровень амбулаторно-поликлинической помощи. Отрасль здравоохранения становится важной составляющей экономики республики и работает на условиях оплаты за услугу. Это способствовало оптимизации всей структуры здравоохранения, создания экономических механизмов управления и позволило повысить функциональную эффективность отрасли.