Основные теоретические положения применения потребительского кредитования в России и за рубежом
Серьезный передел - или формирование, назвать можно по-разному - российского рынка автокредитования произошел именно в 2002 году. Это было вызвано тем, что в апреле 2002 года ЦБ отозвал лицензию у Инвестиционной банковской корпорации (ИБК). ИБК выдавала автомобильные кредиты с начала 2000 года, возродив тем самым рынок, практически умерший после кризиса 98-го года. Именно эта финансовая организация задавала тон на рынке: приблизиться к ее показателям конкуренты не могли. Есть даже мнение, что прочие банки предоставляли автокредиты исключительно для того, чтобы представить клиентуре максимально широкий спектр услуг - так сказать, «до кучи». Однако гибель лидера привела не к краху рынка, а, напротив, его бурному развитию. В сферу автокредитования устремились «дремавшие» доселе банки, и сегодня до десятка активных игроков предлагают во многом сходные условия. TESTINGTESTING
Оценки рынка специалистами несколько разнятся. По одним данным, на середину 2006 года годовой объем московского рынка составляет $150-170 млн, что при среднем размере кредита в $18 тыс. составляет чуть меньше 10 тыс. кредитов в год. По этим расчетам, рынок автокредитования по сравнению с серединой 2004 года вырос в пять раз. Есть и более впечатляющие «свежие» оценки - $250 млн в год, однако, по мнению большинства опрошенных специалистов, эти цифры завышены. Так или иначе, нынешняя ситуация позволяет говорить если не о буме, то о бурном развитии автомобильного кредитования (подобная тенденция, впрочем, наблюдается и в прочих сферах кредитования).
Показательно и другое: если год назад о кредитах можно было говорить применительно к конкретной марке автомобиля и автосалону - кто дает кредиты? кто нет? на какие машины?- то сейчас практически нет сколько-нибудь известных салонов, где кредитование не практикуется вообще. Да и марки машин, покупаемых в кредит, могут быть какие угодно. Позвонив, например, в ООО «Кунцево Автохаус Трэйдинг», чтобы выяснить рекламируемые официальными дилерами особые условия приобретения в кредит автомобиля Ford Focus, я параллельно узнала, что в этой же фирме в кредит можно купить еще десяток марок ведущих мировых автопроизводителей. Пожалуй, интереснее вопрос, на какие машины потребители берут кредиты? В фирме «Ауди Центр Москва», например, мне сообщили, что в кредит почти исключительно покупают модели А 6 и А 4. Представительские А 8 покупают без кредитов, равно как стильные А 2 и спортивные Audi TT. Этот пример можно экстраполировать и на модельные ряды других марок автомобилей: кредитами в первую очередь пользуются те, кому нужна «машина для жизни». Те же, кто приобретает «роскошь на колесах» или «дорогую игрушку», в кредитах, как правило, не нуждаются.
Рассмотрим типичную кредитную схему, по аналогии с которой можно рассчитать схему покупки автомобиля различной марки и стоимости.
Итак, в том же «Ауди Центр Москва» можно прибегнуть к услугам любого из семи банков. При стоимости модели А 6 определенной комплектации $36 тыс. необходимый первоначальный взнос (треть цены) составит $10,8 тыс. Таким образом, в кредит берется $25,2 тыс. Максимальный срок кредитования - три года. При самой распространенной процентной ставке 14% годовых ежемесячный платеж составит $861. За три года клиент отдаст банку $31 тыс., удорожание автомобиля составит $5,8 тыс., или 16%. Таким образом, каждый год рассрочки будет удорожать машину примерно на 5%, а не на годовую ставку по кредиту - 14%. Почему? Дело в том, что в кредитных схемах годовые проценты рассчитываются не с первоначальной, а с остаточной суммы займа.