Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Национальным банком Республики Беларусь должно разрабатываться новые и совершенствоваться нормативные акты, что позволит: создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег; содействовать ускорению оборота наличных денег; способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств; внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью. TESTINGTESTING
В сфере денежного обращения необходимо предпринять следующие меры по регулированию:
-укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить, использование альтернативных форм расчетов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);
-уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчетов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;
-ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.
С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов.
Необходимо осуществить комплекс мер по восстановлению платеже-способности банков и на этой основе восстановить нормальные потоки наличных денег. Для этого необходимо активизировать работу банков, направленную на обеспечение соблюдения установленных правил работы с денежной наличностью всеми хозяйствующими субъектами и на этой основе добиться снижения спроса на наличные деньги.
Для уменьшения доли налично-денежного обращения необходимо начать более интенсивную работу по введению безналичных расчетов среди физических лиц за товары и услуги и постепенно внедрять в обращение электронные деньги с использованием пластиковых карт.
В соответствии с первым подходом количество наличных денег на территории Республики Беларусь может быть определено как разница между выпуском и вложением денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров Банка Беларуси. С учетом сведений об остатках средств в кассах банков можно составить представление о сумме денег, выпущенных в обращение на данной территории.
Второй способ аналогичен первому, но базируется на использовании данных о кассовых оборотах банков. Используя соответствующим образом данные о приходных и расходных операциях банков, зная остатки в кассах, можно сделать заключение о количестве денег, проходящих через банковскую систему.
Третий подход базируется на использовании экспертных оценок основных денежных потоков в Беларуси. Это один из наиболее верных методов. Проблема заключается в том, что необходимо иметь качественные экспертные оценки за все годы выпуска денег в обращение. Часто это невозможно сделать, поэтому ошибки накапливаются. Прогнозирование наличного денежного оборота, начиная с 2009 и заканчивая 2011 годами, осуществлялось, исходя из требований Положения Банка Беларуси.
Таким образом, базой составления прогнозных расчетов должна являться динамика кассовых оборотов за предыдущие периоды, расчеты структурных подразделений банка о прогнозируемых оборотах в разрезе символов, эмиссионном результате с использованием данных обслуживаемых кредитных организаций, сведения Департамента регулирования денежного обращения, статистические данные о размере просроченной задолженности по заработной плате, объеме розничного товарооборота, сообщения Управления социальной защиты о фактических и предстоящих размерах выплат срочных пенсий, а также в счет погашения имеющейся задолженности, фактические и плановые
Развитие и укрепление банковской системы следует осуществлять по нескольким направлениям, основными из которых являются расширение ресурсной базы и повышение капитализации банков, оптимизация их активов и пассивов, а также совершенствование:
надзора и контроля за деятельностью банков, а также экономических нормативов, регулирующих деятельность банков;
институциональной и функциональной структур банков;