Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В действительности же в наших реалиях всё наоборот. При увеличении номинальной денежной массы растет инфляция, которая и ведет к понижению коэффициента монетизации и росту неплатежей.
"Расширение производства за счет денежно-кредитной экспансии не носит инфляционного характера". "Эмиссионное кредитование жилищного строительства способно обеспечить подъем всей экономики". "Денежно-кредитная экспансия не является инфляционной, так как в реальном (долларовом) выражении она почти не увеличивается". Все эти представления изначально ложны. Имеется достаточно свидетельств того, что денежная экспансия обязательно приводит к снижению покупательной способности денег. Ссылки на "новый курс" президента Рузвельта, успешно использовавшего жилищное строительство за счет кредитной экспансии для оздоровления экономики, нельзя применять к нашей экономике. В тот период в США цены падали. Процентная ставка равнялась лишь 2% годовых. У нас совершенно иная ситуация. TESTINGTESTING
Действительно, кредитно-денежная экспансия при использовании административных рычагов в течение ограниченного периода времени способна стимулировать рост производства, в том числе на экономически малоэффективных и даже убыточных предприятиях. Белорусскую экономическую модель, которая с помощью администрирования обеспечивает рост при снижении эффективности и конкурентоспособности, известный московский экономист Владимир Мау справедливо назвал "экзотической".
Мировой опыт свидетельствует о возможности в короткие сроки обеспечить макроэкономическую стабилизацию переходной экономики без использования административных рычагов, с помощью создания благоприятных условий для бизнеса и проведения жесткой монетарной и бюджетной политики. Однако "волшебной пули", которой можно было бы уничтожить инфляцию, не существует. Необходимо атаковать ее по всем фронтам, подавить все ее источники, не допустить самой возможности возрождения инфляции в будущем.
Конкретные причины инфляции следует рассматривать в контексте классической количественной денежной теории, суть которой состоит в том, что произведение цен (Р) и количества товаров (Q), то есть годовой оборот по реализации, равен произведению денежной массы (M) и скорости обращения денег (V). Разумеется, реальные экономические процессы сложнее этой формулы. Однако ее использование позволяет углубиться в суть монетарных факторов. Формула P=MV/Q показывает, что цены увеличиваются, если денежная масса или скорость обращения денег (MV) увеличиваются быстрее, чем товарное предложение (конкуренция) на рынке. Из этого следует два вывода.
Первый: в рыночной, в том числе и социально ориентированной, экономике главную ответственность за ценовую стабильность несет Национальный (центральный) банк страны. Для этого он должен обладать реальной независимостью от власти и высокопрофессиональными кадрами как в области банковского дела, так и макроэкономики.
Второй: с помощью административного регулирования цен можно лишь на некоторый ограниченный период и лишь на отдельные группы товаров отсрочить их повышение, однако это не только не предотвратит инфляцию, но может стать в последующем источником ее роста. Так как предложение денег и спрос на них непосредственно связаны с инфляцией.
Рациональную организацию наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.
Национальным банком Республики Беларусь должна проводится работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах, а также правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.