Заключение
Супермаркеты пришли в Россию не так уже и давно. Всего каких-то 20-30 лет назад супермаркетов в современном понимании этого слова в России не существовало. Сейчас трудно представить современный мегаполис без супермаркета. Они все больше и больше поглощают узкоспециализированные магазины и захватывают все сегменты рынка. В этом же направлении развиваются и финансовые услуги. Финансовые супермаркеты повторяют основные черты обычных супермаркетов: здесь клиент может получить полный спектр банковских и сопутствующих услуг. TESTINGTESTING
Придя в финансовый супермаркет с определенной целью, например, оформить кредит, клиент получает сразу же в одном месте все услуги, которые ему могут понадобиться при этой сделке: страхование, консультативные, юридические, нотариальные услуги. Кроме того, в таких центрах может также присутствовать такой сервис как денежные переводы, продажа и бронирование билетов, туристические услуги. Клиент может оформить заказ на разработку личного финансового плана, купить паи ПИФов, проконсультироваться у аудиторов по вопросам налогообложения, оформить пластиковую карту, сделать депозитный вклад со страховой защитой. Ему не нужно обходить 10 разных мест с целью получить требуемые услуги: все это он может сделать в финансовом супермаркете.
Принцип финансового супермаркета становится все более популярным у организаций, оказывающих финансовые услуги населению. Чаще всего по такой системе работают банки, которые активно развивают розничное направление.
Основные причины, побуждающие банки работать по принципу финансового супермаркета, — обострение конкуренции на рынке и снижение доходности по традиционным банковским операциям. В основе идеи финансового супермаркета лежит стремление снизить операционные расходы и повысить конкурентоспособность за счет более полного удовлетворения потребностей клиента. Такой формат предоставления финансовых услуг популярен во всем мире — клиенту компании намного проще получить все интересующие его услуги в одном месте, чем подбирать несколько компаний. Больше шансов у компаний, которые уже хорошо зарекомендовали себя на рынке в качестве поставщика сначала только банковских услуг, а затем и инвестиционных. Россия, в общем, повторяет западные тренды, так что можно ожидать роста числа финансовых супермаркетов. Хотя в нашей стране по-прежнему существует определенная степень недоверия к финансовым институтам. Большинство накоплений наших граждан находится у них дома, они боятся инвестировать и не доверяют компаниям, осуществляющим страхование вкладов. Кроме того, как и прежде, ходят слухи об отмене накопительной части пенсии, поэтому финансовые супермаркеты, в которых есть НПФ испытывают дополнительные трудности по привлечению клиентов.
Основой принцип работы финансового супермаркета — «Все, что нужно, в одном месте». Основной оператор предлагает в своей точке консультации, ведение счетов и так далее, а также услуги по другим направлениям — страховых, инвестиционных, лизинговых компаний. «Цель одна — покупатель должен уйти довольным».
Помимо интересов клиента банк должен позаботиться и о своей выгоде. В этом случае она состоит, прежде всего, в расширении клиентской базы. Большое число различных финансовых услуг увеличивает потенциальное количество людей, которые могут захотеть ими воспользоваться. По сути, здесь повторяется логика потребительского рынка — поток покупателей в супермаркете больше, чем в узкоспециализированном магазине.
Набор финансовых услуг во многом зависит от покупательской группы. Если речь идет об ипотеке — один набор услуг. Если речь идет о размещении свободных средств — другой, например, вклады, пластиковые карты, услуги доверительного управления, брокера. Многие финансовые супермаркеты предлагают некоторым категориям клиентов более льготные условия, например, для клиентов сегмента Private Banking, более простые оформления тех или иных услуг, чаще всего они могут оформиться по одному звонку клиента.
Несмотря на очевидные преимущества для всех участников финансового супермаркета, развивается эта схема предоставления услуг медленно. Часто сами потребители финансовых услуг не готовы совершать покупки в одном и том же банке или каком-либо другом финансово-кредитном учреждении. В выигрыше оказываются крупные мировые конгломераты. Банки пытаются решить проблему лояльности клиентов, которая сейчас все чаще возникает у банков и которую они далеко не всегда в состоянии решить. Особенно в тех случаях, если позиционируют себя как финансовые супермаркеты и не справляются с этой ролью.