История развития финансовых супермаркетов
Также стоит заметить, что на данном этапе существует серьезная кадровая проблема. На этом акцентируется внимание многих экспертов, в том числе и руководителей крупных финансовых организаций. Индивидуальный подход к каждому конкретному клиенту требует наличия высококлассных сотрудников, которые стоят дорого. Учитывая тот факт, что многие позиционируют себя именно как финансовый супермаркет, то в этом формате область знаний клиентского менеджера должна расшириться в несколько раз. К сожалению, текучесть кадров достаточно сильная и вновь приходящие сотрудники плохо информированы и предоставляемых ими услугах и продуктах. Часто они произносят «готовый» текст и при возникновении у клиента какого-либо вопроса не могут ответить. Поэтому такая организация рискует стать институтом, где возможно приобретение лишь упрощенных и стандартизированных финансовых продуктов. TESTINGTESTING
Если у финансовой организации много тысяч отделений, и они пытаются через них продавать более сложные финансовые продукты, то они сталкиваются с банальным дефицитом персонала, достаточно квалифицированного для того, чтобы эффективно продавать, например, брокерские услуги или услуги по доверительному управлению — все-таки для этого нужна более серьезная подготовка, чем для приема платежек или выдачи денег со счета клиента[6]. Да и зарплата для таких сотрудников должна быть значительно выше. Потребность финансовых супермаркетов в специалистах-универсалах подтверждают почти все руководители финансовых институтов. С этим нельзя не согласиться, т.к. чем более обширные знания у сотрудника, который общается непосредственно с клиентом, тем больше доверия у потребителя данных услуг к финансовой организации в целом.
Банкиры, как правило, не знают рынков страхования и инвестиционных услуг, а страховщики и инвестиционщики не знают банковской отрасли. Кроме того, в России банки регулируются Центральным банком РФ, инвестиционные компании — Федеральной службой по финансовым рынкам, а страховые компании — Федеральной службой страхового надзора. В связи с этим эксперты нередко говорят о потребности в создании макрорегулятора — единого органа, который контролировал бы все финансовые компании. Но пока этот вопрос остается нерешенным.
Клиента в финансовом супермаркете может подкупить дешевизна. В Европе, например, ниша «финансовых супермаркетов» занята не только банками, но и финансовыми брокерами, которые имеют партнерские отношения со всеми игроками рынка, проводят мониторинг условий различных предложений и могут подобрать для клиента оптимальный комплекс услуг. По статистике, работа через брокера с использованием комбинации продуктов от разных финансовых организаций экономит клиенту до 30% средств по сравнению с суммой, которую он заплатил бы, приобретая полный пакет услуг в одном банке.
А банк может польститься на минимизацию издержек. Модель финансового супермаркета позволяет добиться большей эффективности работы, а также сократить расходы на содержание лишних офисов продаж и штата специализированных консультантов.