История развития финансовых супермаркетов
Прежде чем говорить об истории появления финансовых супермаркетов следует определить, что это за организации. Итак, финансовый супермаркет – структура, предлагающая клиентам в одном и том же месте под одним брендом максимально полный спектр финансовых услуг и продуктов[1]. Обычно это помимо банковских услуг оказание страховых, инвестиционных и консультационных услуг. TESTINGTESTING
Основное назначение финансового супермаркета заключается в том, чтобы максимально упростить процедуру получения финансовых продуктов и услуг, необходимых клиенту в данный момент, и сделать эту процедуру наиболее комфортной, требующей минимальных затрат времени клиента.
Достигается это за счет того, что весь спектр услуг – банковских, страховых, инвестиционных и консультационных – доступен клиенту в одном месте.
Идея финансового супермаркета возникла едва ли не раньше идеи супермаркета продуктового. Несмотря на то, что этот термин вошел в обиход лишь в 1980-х гг., еще в 1920-х гг. появились компании, которые стали оказывать широкий спектр финансовых услуг: банковских, брокерских, страховых, услуг доверительного управления капиталом и т.д. Примерно в то же время Майкл Каллэн открыл первый супермаркет в штате Иллинойс (США) в помещении бывшего гаража[2].
Правда, в первой половине ХХ века финансовые супермаркеты не прижились из-за вступившего в силу в 1933 году закона Гласа-Стигалла, согласно которому кредитные организации не имели права сочетать в себе функции коммерческого и инвестиционного банков. В 1999 году это ограничение было отменено законом Грэмма-Лича-Блайли, а игроки рынка сочли, что объединение разных сегментов финансового бизнеса в рамках одной корпорации дает синергетический эффект. Стоить отметить, что в Европе финансовые супермаркеты стали набирать популярность намного раньше — еще в 1980-х гг.
Самым ярким примером такой организации является CitiGroup, корпорация, которая совершила революцию в розничном банковском секторе, ориентировав свои услуги на обычных потребителей, стремящихся получить максимум финансовых услуг в одном месте. В 1998 году CitiGroup объединилась со страховой компанией Travelers Group, что на тот момент было незаконным по причине действия закона Гласса-Стигала. Собственно, этот закон был отменен именно благодаря усилиям Сэнди Вэйла, главы Citigroup. Корпорация провела вертикальную интеграцию своих сервисов, обеспечила безопасный доступ клиентов к веб-узлам для проведения финансовых транзакций и внедрила множество других инновационных решений[3].
В 2008 г. репутация финансовых супермаркетов попала под удар. Та же Citigroup с двухвековой историей оказалась на грани банкротства. А другой влиятельный американский банк — Goldman Sachs — пережил кризис достаточно удачно, хотя в последнее время регуляторы обвиняют его в мошенничестве с ипотечными бумагами. Данная организация известна своей достаточно узкой специализацией на инвестиционных банковских услугах.
Если принимать во внимание высказывание одного из профессоров экономики Нью-Йоркского университета и одного из самых уважаемых в мире финансовых экспертов, Нуриэля Рубини, можно прийти к выводу, что модель финансового супермаркета потерпела провал и абсолютно неприемлема для современной экономики. А ведь, действительно, организацией, которая оказывает все виды финансовых услуг, а именно: услуги коммерческого и инвестиционного банков, хедж-фонда, страховой компании и т.д., со временем становится слишком сложно управлять. Ни один исполнительный директор не в состоянии проводить эффективный мониторинг всех перечисленных направлений. А это значит, что каждым подразделением должен руководить отдельный человек и при этом своевременно информировать своего непосредственного руководителя обо всех трудностях и спорных вопросах. Но зачастую это не приносит желаемого результата. Таким образом, необходимо расставлять приоритеты. Когда разные организации оказывают разные виды финансовых услуг, ни одна из них не станет источником системных рисков.