Правовое регулирование отношений в сфере выпуска и обращения банковских карт и основные операции банков с пластиковыми картами
Если речь идёт о выдаче клиенту кредитной банковской карты, то это на практике обычно осуществляется путем открытия заемщику «кредитной линии», т.е. договор о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения, как указано в подп. 2 п. 2.2. Положения Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».[12] TESTINGTESTING
9 апреля 1999 г. было подписано и вступило в действие Указание Банка России № 536-У «Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов». Было установлено, что кредитным организациям не требуется получение разрешения Банка России на распространение платежных или банковских карт других эмитентов.
Положение Центрального банка № 302-п от 27 марта 2007 года в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и решением Совета директоров (протокол заседания Совета директоров от 26 марта 2007 года N 6) устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а так же содержит единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.[10]
Следует отметить, что «кредитные организации вправе одновременно производить эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение банковских (платежных) карт. Такая деятельность может осуществляться кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разрабатываемых самими кредитными организациями в соответствии с законодательством, банковскими правилами и правилами участников расчетов с использованием банковских карт и утверждаемых органом управления кредитной организации, уполномоченным на это ее уставом.
Ограничение ответственности в случае несанкционированного использования карты направлено на защиту интересов держателя карты и стимулирует использование банковских карт. С целью уменьшения риска убытков при несанкционированном списании денежных средств может применяться страхование.[28, C.79]
Развитию рынка карточного кредитования в России помогли изменения в налоговом законодательстве. В частности, появилась юридическая основа для предоставления держателям кредитных карт льготного периода кредитования (grace period). До 1 февраля 2005 года НК РФ трактовал уплату физическими лицами процентов по кредитам по ставке, меньше 9% для случая кредитования в иностранной валюте и меньше ¾ ставки рефинансирования, установленной Банком России, как получение материальной выгоды. Она составляла разницу между процентами, рассчитанными по указанным предельным ставкам, и уплаченными процентами. Ставка налога составляла 13%. Таким образом, прямая реализация полноценного льготного периода наталкивалась на практически непреодолимое препятствие законодательного характера.
Однако принятая поправка к Налоговому кодексу, вступившая в действие с 1 февраля 2005 года, изменила трактовку материальной выгоды, что позволяет реализовать полноценный льготный период. Долгое время в качестве льготного периода выступал месяц, следующий за отчетным. В последние годы конкуренция вынудила банки увеличить продолжительность льготного периода, и теперь он часто составляет 50-60 дней.[25, C.45]
К вопросам, требующим оперативного решения в целях стимулирования и поддержки операций с использованием кредитных карт, относятся, в частности, прозрачность ценообразования на рынке кредитных карт. Вопрос определения реальной стоимости кредита на условиях карточных продуктов в настоящее время является одной из недостаточно урегулированных сторон банковского права в частности защиты прав потребителей банковских услуг.
В частности, остро стоит вопрос о необходимости внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности для лиц, осуществляющих незаконное изготовление всех платежных банковских карт (не только расчетных, кредитных, но и предоплаченных карт) независимо от наличия цели сбыта.