Принцип независимости центральных банков
В настоящее время для стран-членов Европейского союза (ЕС), после кризиса Европейской валютной системы в1992- 1993гг. обязательным условием является независимость ЦБ от политических приоритетов. Национальным ЦБ запрещено прямо кредитовать правительства, а дефициты государственных бюджетов не должны превышать величину, которую можно покрыть за счет операций на открытом рынке. Подобные решения значительно облегчают ЦБ проведение самостоятельной политики. TESTINGTESTING
Страны с переходной экономикой могли бы взять за образец различные модели взаимоотношений ЦБ и правительства. Нет оснований полагать, что есть одна оптимальная модель или что какая-либо из моделей полностью отвечает условиям переходной экономики. В каждой модели есть свои достоинства и недостатки и странам самим предстоит сделать выбор. Важно, чтобы независимость ЦБ носила не декларативный характер, а позволяла ему реально осуществлять контроль над кредитно-денежной системой и нести ответственность за принимаемые решения.
В большинстве стран с переходной экономикой были приняты законы о ЦБ, декларирующие его независимость. Однако на деле независимость ЦБ как с точки зрения формирования целей кредитно-денежной политики, так и с точки зрения выбора инструментов этой политики во многом остается иллюзорной. Цели ЦБ и правительства нередко приходят в противоречие, поскольку социальная цена жесткой антиинфляционной кредитно-денежной политики оказывается высокой и выражается в росте социальной напряженности. Правительство часто корректирует курс ЦБ, стараясь сгладить социальные конфликты, нередко оказывая давление на главу ЦБ.
Давление на ЦБ со стороны правительства с целью добиться от него финансирования бюджетного дефицита нередко носит скрытый характер. Даже в случае отказа ЦБ от прямого кредитования дефицита федерального бюджета и от предоставления льготных централизованных кредитов в условиях мягких бюджетных ограничений и растущих взаимных неплатежей предприятий ЦБ вынужден принимать на себя безнадежные долги государственных предприятий. Таким образом, бюджетный дефицит преобразуется в квазибюджетныйдефицит, что по существу равнозначно денежной эмиссии в целях покрытия дефицита госбюджета.
Непоследовательные действия ЦБ под давлением правительства по выделению кредитов для покрытия накопившихся долгов предприятий, создавая прецедент, ведут к дальнейшему накоплению задолженности, парализующей систему расчетов. В известном смысле такую реакцию можно считать рациональной стратегией, проводимой совместно предприятиями в ответ на действия ЦБ. Понимая, что невмешательство государства приведет к коллапсу производства и кризису денежной системы, они продолжают накапливать взаимные долги.
ЦБ получит реальную самостоятельность в вопросах проведения кредитно-денежной политики лишь в том случае, если решение проблемы безнадежных долгов предприятий будет передано специально созданному институту или холдинговой компании, убытки которых правительство будет финансировать из центрального бюджета, не создавая квазибюджетного дефицита ЦБ.
Кроме этого, практика прямого целевого кредитования, в том числе неэффективных и убыточных предприятий, по решению правительства, широко практикуемая на первых этапах осуществления рыночных реформ, по существу лишает ЦБ самостоятельности при выборе инструментов кредитно-денежной политики.
Возможность осуществления независимой и последовательной кредитно-денежной политики во многом зависит от лица, стоящего во главе ЦБ, от его личных качеств, умения убеждать и отстаивать независимость, быть ярым сторонником антиинфляционной политики.
В этом смысле показателен пример Латвии, принявшей уже в мае1992г. закон о независимости ЦБ, который возглавил человек, пользующийся репутацией стойкого поборника антиинфляционной политики. ЦБ Латвии смог поставить под контроль объем денежной массы и добиться значительного снижения инфляции в первый год осуществления экономических реформ.