Принцип независимости центральных банков
Проблемы независимости Центрального банка являются одними из самых дискуссионных в странах с рыночной экономикой. Они представляют большой теоретический и практический интерес и для стран с переходной экономикой.
В самом общем виде независимость Центрального банка определяется законодательными актами, регламентирующими “кодекс поведения банка”, характер его подчинения и способы разрешения конфликтов между исполнительной властью и Центральным банком, затрагивающих цели и инструменты кредитно-денежной политики; степенью участия Центрального банка в финансировании государственного бюджета, процедурой смены руководителей Центрального банка, качеством и независимостью его аналитического отдела, чисто личными качествами руководителя Центрального банка[12]. TESTINGTESTING
Независимость Центрального банка, установленная в законодательном порядке или сложившаяся в результате исторического развития конкретной страны, позволяет ему быть свободным от политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Однако Центральный банк не может быть абсолютно независимым. В той или иной форме он должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.
Во всех развитых странах в той или иной мере осуществляется концепция независимого Центрального банка. В аналитическом же плане полезно проводить различия между двумя типами независимости Центрального банка - независимости при определении целей кредитно-денежной политики и независимости при выборе инструментов денежной политики.
В ряде стран с рыночной экономикой Центральный банк самостоятельно определяет целевые ориентиры своей политики. Так, Федеральная резервная система (ФРС) США независима от исполнительной власти в решении вопросов о целях денежной политики, в учреждениях ФРС нет представителей правительства. Тем не менее, ФРС дважды в год должна отчитываться перед Конгрессом США и обсуждать цели кредитно-денежной политики.
Национальный банк в Германии в соответствии с уставом определяет направления денежной политики и ее цели, он обязуется поддерживать общую экономическую политику правительства, но только в той мере, в которой она отвечает функциям банка. Выработанная им политика не требует утверждения правительства. Годовой отчет банка публикуется, но не представляется ни в правительство, ни в парламент.
Во многих странах с рыночной экономикой (в большинстве стран Западной Европы, в Японии) Центральный банк лишен самостоятельности при выборе целей кредитно-денежной политики - они определяются совместно с правительством, и в случае разногласий Центральный банк должен подчиниться правительству. В той мере, в которой цели правительства и Центрального банка - экономический рост и стабильность цен - не противоречат друг другу, отсутствие независимости при выборе ориентиров кредитно-денежной политики не приводит к нежелательным последствиям.
Гораздо большее значение с точки зрения осуществления эффективной кредитно-денежной политики играет независимость ЦБ при выборе инструментов монетарной политики. Существо проблемы состоит в том, имеет ли ЦБ полный контроль над уровнем процентных ставок и уровнем кредитов. Другими словами речь идет о том, должен ли ЦБ кредитовать правительство. Лишь в случае полного контроля ЦБ над уровнем процентных ставок и кредитов можно считать минимальной вероятность использования правительством денежной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита и ожидать от него взвешенной политики в области долгового финансирования В этой ситуации ЦБ полностью контролирует денежное обращение и гарантирует сохранение покупательной способности национальной валюты.