Системы SWIFT: ее механизм и роль в осуществлении банковских переводов
В рамках наблюдения за SWIFT Национальный банк Бельгии не реже 2 раз в год проводит совещания с руководством системы. На этих встречах рассматриваются вопросы, возникающие в ходе осуществления надзора, даются рекомендации и делаются предложения по совершенствованию работы. TESTINGTESTING
Представители SWIFT докладывают о принятых мерах и дальнейших планах по реализации предписаний надзирающего органа. Необходимо отметить, что проведение процедур надзора не снимает со SWIFT ответственности за обеспечение безопасного и надежного функционирования системы, всех ее продуктов и услуг.
Пользователей SWIFT можно разделить на три категории[31]:
члены, т. е. акционеры системы;
ассоциированные члены – дочерние организации акционеров;
участники.
Вся процедура вступления в SWIFT занимает не менее четырех месяцев и состоит из следующих этапов[32]:
1. Заполнение и отправка в SWIFT вступительного заявления (SWIFT Undertaking).
2. Заполнение вступительных документов в электронной форме (контракт на программное обеспечение, формы заказа оборудования безопасности и т.д.).
3. Включение со стороны SWIFT тестового режима (Test&Training).
4. Включение со стороны SWIFT режима BKE (обмен ключами с банками-корреспондентами).
5. Отправка подтверждения готовности банка в SWIFT (Readiness Confirmation).
Существуют две принципиальные схемы подключения к сети S.W.I.F.T.: собственное подключение и коллективное.
Собственное подключение:
Создание собственного аппаратно-программного комплекса SWIFT CBT (Computer Based Terminal), установленного непосредственно на территории подключающегося пользователя. При этом CBT пользователя физически подключен к сети S.W.I.F.T и полностью обслуживается сотрудниками подключившейся организации, обучение которых производит само SWIFT.
Коллективное подключение[33]:
Использование CBT головной финансовой организации в разделенном режиме (Shared Connection) или подключение через Сервис-Бюро. В этом случае подключающая организация несет полную ответственность перед S.W.I.F.T. за организацию безопасной работы подключающегося Пользователя.
Схема Shared Connection разработана S.W.I.F.T. для подключения головной организацией дочерних или аффилированных организаций, хотя может использоваться и сторонними финансовыми организациями.
По этой схеме одна кредитная организация может подключиться к системе используя аппаратно-программный комплекс другой кредитной организации, тем самым уменьшив затраты на создание своего CBT (самостоятельное подключение обходится, как минимум, в два раза дороже). Такую услугу предоставляет, например, ММВБ.
Для уменьшения стоимости подключения и издержек, связанных как с технической стороной, так и с управлением комплекса SWIFT, в странах так же организуются Сервис-Бюро.
Сервис-Бюро – это нефинансовая организация, созданная под непосредственным контролем и ежегодным аудитом S.W.I.F.T. Сервис-Бюро не имеет права отправлять и получать сообщения S.W.I.F.T. от своего имени, что исключает конкуренцию с финансовыми организациями. В настоящее время в мире существует более 70 Сервис-бюро. На территории СНГ их 4. В России функционирует два Сервис-Бюро, и по одному в Украине и Казахстане.
Преимущества коллективного метода подключения выражаются в следующем[34]:
1. Минимизация финансовых затрат.
2. Отсутствие необходимости администрирования комплекса.
Не требуется дополнительных служебных площадей для размещения программно-аппаратных средств.
Сокращение финансовых затрат при реализации новых концепций сообществом S.W.I.F.T.
Приобретение собственного комплекса нерентабельно, если планируется получать и отправлять небольшое количество сообщений в день.
Работа Shared Connection допускает возможность приобретения собственного комплекса без потери сделанных вложений.
В России SWIFT для передачи сообщений на фондовом рынке используется сравнительно недавно и не столь широко, однако его использование следует тенденции мирового рынка. Несмотря на тот факт, что доля сообщений 5-й категории в общем трафике еще не велика (около 11% по данным на ноябрь 2009 г.), наблюдается довольно быстрый рост их использования[35].
В настоящее время SWIFT объединяет около 48008000 пользователей (банков кредитных и финансовых организаций), расположенных от 155 до 204 странах мира (среди них более 2700 банков), у которых насчитывается более 20 000 терминалов. Все они, независимо от их географического положения, имеют возможность круглосуточного взаимодействия друг с другом 365 дней в году. Сейчас по сети SWIFT ежедневно передается более 3,3 млн10 млн. финансовых сообщений суммарной стоимостью более 6 трлн. долларов США. Суммарный объем трафика за 2010 год составил 2,5 млрд. сообщений.