Дискреционная кредитно-денежная политика и «политика по правилам»
Что же показала практика кредитно-денежной политики в последние три десятилетия ХХ века в экономически развитых странах?
В конце 1970-х гг. многие экономически развитые страны применяли политику таргетирования денежной массы. Так, в США в течение весьма короткого периода времени (1979–1982 гг.) деятельность ФРС была основана на монетаристской концепции фиксации неизменных темпов роста денежной массы. Бывший в то время главой ФРС Пол Волкер 6 октября 1979 г. объявил, что его ведомство сконцентрирует свою монетарную политику исключительно на контроле денежного предложения, позволяя процентной ставке свободно колебаться. Главной целью денежных властей в те годы было снижение темпов инфляции, которая составляла 14% в год. Можно констатировать, что в конце 1970-х – начале 1980-х гг. жесткая кредитно-денежная политика, направленная на поддержание денежного предложения на заранее определенной траектории роста, оказалась успешной. Но уже в середине 1980-х гг., после снижения темпов инфляции, ФРС отказалась от жесткого контроля денежного агрегата М1. Так, в 1987 г. П. Волкер, выступая перед Конгрессом, заявил, что ФРС больше не будет таргетировать денежный агрегат М1, но вместо этого будет следить за более широкими денежными агрегатами (М2 и М3) и процентными ставками. Именно по этому поводу П. Самуэльсон остроумно прокомментировал новый подход ФРС: «Бог дал нам два глаза, так, чтобы одним мы следили за денежным предложением, а другим – за процентными ставками» (см. эпиграф к лекции). TESTINGTESTING
Справедливости ради следует отметить, что на практике ФРС придерживалась не столь жесткого монетарного правила, которое предлагал М. Фридмен (3–5%), позволяя денежному предложению колебаться не в очень узком «коридоре» (от 3 до 8% в 1986 г.) и, следовательно, тем самым ограничивая резкие колебания процентной ставки. Тем не менее ставки по различным видам кредита возросли, сделав его более дорогим, и это сыграло положительную роль в борьбе с инфляцией. Но за подобный успех пришлось «заплатить» ростом безработицы. В 1980-е гг. некоторые страны – Великобритания, Канада, США – отказались от политики таргетирования денежной массы.
Самое примечательное, что именно в начале 1980-х гг. скорость обращение денег в США стала демонстрировать крайнюю нестабильность. Так, высокие процентные ставки стимулировали нововведения в финансовой сфере: распространение чековых депозитов нового типа, приносящих процентный доход. Новые альтернативы держанию денег в виде ликвидности сделали спрос на деньги нестабильным. А раз так, то исчезла и стабильность скорости обращения денег. В этих условиях жесткий контроль за денежным предложением становится неэффективным, поскольку влияние роста денежной массы на уровень цен оказывается в значительной степени непредсказуемым. ФРС вновь вернулась к контролю за процентной ставкой, установив весьма широкий предел, в котором позволено колебаться денежному агрегату М2 (3–7%).
В 1990-е гг. кредитно-денежная политика ФРС, олицетворением которой стал ее глава Алан Гринспен, была направлена на стимулирование экономического роста, и учетная ставка последовательно снижалась вплоть до 1%, как нам уже известно, из предыдущего анализа инструментов монетарной политики. Лишь после рецессии 2001 г. в связи с началом экономического роста и опасностью инфляционного повышения цен учетная ставка была поднята в 2004 г. до уровня 2,25%.
В заключение данной лекции еще раз отметим, что по проблемам кредитно-денежной политики во взглядах экономистов разных направлений нет единства. Конкурирующие школы – монетаристы и кейнсианцы – по-разному трактуют возможности цБ достичь поставленных целевых ориентиров. Глубинная причина их расхождений лежит в оценке самой сути рыночной системы. Кейнсианцы считают, что она в принципе нестабильна и недостаточно конкурентна, следовательно, государству отводится важнейшая роль в стабилизации экономики путем гибкой кредитно-денежной политики. Монетаристы, напротив, полагают, что современная рыночная экономика достаточно конкурентна и способна «самонастраиваться» без особенного государственного вмешательства, которое, по их мнению, и приводит своими действиями в кредитно-денежной сфере к дестабилизации экономики. Отсюда и их вывод о предпочтении «политики по правилам» в сфере кредитно-денежного регулирования.
В реальности эффективная кредитно-денежная политика не может быть таковой на все 100%. Есть масса обстоятельств экономического, политического и психологического плана, которые могут видоизменить запланированные ЦБ результаты. На практике монетарная политика большинства стран с развитой рыночной экономикой отличается эклектизмом, точнее, прагматизмом, и содержит элементы регулирования, основанные на теориях как кейнсианцев, так и монетаристов.