Дискреционная кредитно-денежная политика и «политика по правилам»
Итак, дискреционная, или гибкая, кредитно-денежная политика, манипулирующая денежным предложением для управления процентной ставкой, может привести к предсказуемым и нежелательным последствиям и оказаться проциклической, а не контрциклической. Что же делать? Монетаристы предложили другой подход. TESTINGTESTING
Но вначале мы должны сделать небольшое замечание. Не следует путать монетарную и монетаристскую политику. «Монетарная политика» – синоним выражения «кредитно-денежная политика». «Монетаристская политика» – это кредитно-денежная политика, основанная на теоретических рекомендациях представителей монетаризма.
Сторонники монетаризма во главе с М. Фридменом предлагают кредитно-денежную «политику по правилам».
Цель этой политики – стабилизация денежного предложения на определенном уровне в отличие от цели гибкой монетарной политики – стабилизации ставки процента на желаемом уровне.
Главную ответственность за стабильность покупательной способности денег, считают монетаристы, несет правительство, которое осуществляет контроль над денежным предложением. По их мнению, колебания денежного предложения с целью воздействия на уровень ставки процента лишь усиливают циклические колебания. Поэтому государство в лице ЦБ должно твердо следовать монетарному правилу
: темп роста денежной массы должен соответствовать трендовому темпу роста реального ВВП. Для экономики США этот темп рассчитывается на основе прошлых средних значений за достаточно долгий отрезок времени и составляет приблизительно 3–5% в год.
М. Фридмен выдвинул идею законодательного установления монетарного правила (денежной Конституции), согласно которому предложение денег возрастает в строго определенных пределах, т.е. 3–5% в год.
Представим графически идею монетаристов. На рис. 9.2 кривая денежного предложения Мs исходит из некоего целевого уровня количества денег Mt, объем которого намерен твердо контролировать ЦБ. При спадах или подъемах экономики соответственно будет сдвигаться кривая спроса на деньги MD: вверх при подъеме и вниз при спаде экономической коньюнктуры. Соответственно ставка процента будет колебаться, то повышаясь до уровня i2 при инфляционном перегреве и снижаясь до уровня i1 при спаде.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что нужно контролировать предложение денег, не беспокоясь о колебаниях ставки процента. Выводы монетаристов базируются на важнейшей предпосылке, о которой речь шла ранее: показатель скорости обращения денег (V) стабилен. Исходя из этого, изменение предложения денег (M) будет отражаться лишь на уровне цен (P). Монетаристы предлагают ЦБ, образно выражаясь, «не дергаться», то увеличивая, то уменьшая предложение денег, а заранее объявлять: темп роста денежной массы будет соответствовать трендовому темпу роста ВВП. Таргетирование показателя MS, о котором говорилось выше, будет таким образом играть роль своеобразного автоматического стабилизатора экономики. При неизменной скорости обращения денег (V) номинальный ВВП (PY) увеличивался бы устойчивыми и предсказуемыми темпами.
Почему, по мнению монетористов, это возможно? Ведь если предложение денег (MS) растет в темпе 3–5% в год, то всякий спад будет
Рис 2. Стабилизация денежного предложения (монетаристский подход к кредитно-денежной политике ЦБ)
носить временный и непродолжительный характер: ликвидность, которой обеспечивает экономику постоянный темп роста (MS), насытит экономику деньгами и расширит совокупный спрос. Например, темп роста ВВП сократился и составил 1%, а не трендовые 5% в годовом исчислении (см. лекцию 7, рис. 7.1.). Но предложение денег согласно «монетарному правилу» растет темпом 5% в год. Если темп роста предложения (MS) больше темпа роста ВВП, то будет происходить стимулирование экономики. Напротив, если в экономике начались инфляционные процессы, например номинальный ВВП за счет роста общего уровня цен растет темпом 8% в год, то при постоянном темпе денежного предложения 5% нехватка денежной массы будет сдерживать инфляцию.
Как остроумно заметил П. Самуэльсон и В. Нордхаус, монетаристы вообще мечтают заменить ФРС на какую-нибудь компьютерную программу, которая выдает фиксированные темпы роста денежного предложения. Действительно, в период особой популярности идей М. Фридмена в 1970-х гг. в ряде западных стран было введено таргетирование денежного предложения
(от англ. target – цель), что подразумевало установление верхнего и нижнего пределов денежной массы на предстоящий период. Подобные пределы размеров будущей денежной массы были установлены в США, ФРГ, Англии, Канаде, Японии. Однако политика таргетирования денежной массы сталкивается с рядом проблем. Во-первых, для того чтобы эта политика бала успешной, должна существовать тесная, устойчивая связь между целевыми показателями (объем ВВП, уровень инфляции и др.) и динамикой выбранного денежного агрегата. Во-вторых, ЦБ может в большей степени контролировать узкие денежные агрегаты, прежде всего денежную базу, и в меньшей – агрегаты М1, М2, М3, динамика которых зависит от решений многих субъектов экономики, хотя эти агрегаты демонстрируют более тесную связь с показателями реального ВВП, уровня цен и др. В-третьих, какой именно из денежных агрегатов – М1, М2, М3 – следует таргетировать? С появлением новых альтернатив держанию денег в виде наличности и текущих депозитов возникают все новые виды денег, а денежные агрегаты становятся «подвижными» и не полностью управляемыми.