Особенности налогообложения прибыли страховых организаций
В условиях действующей системы налогообложения предприятия формируют четыре показателя прибыли, существенно отличающиеся по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль - основной показатель деятельности предприятия, конечный финансовый результат. Для целей налогообложения определяется расчетный показатель - валовая прибыль, на его основе - прибыль, облагаемая налогом, а остающаяся в распоряжении организации после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. TESTINGTESTING
Прибыль страховой организации определяется как разность между доходами от реализации (ст.249 Кодекса), внереализационными доходами (ст.250 Кодекса), доходами от страховой деятельности и признаваемыми расходами для целей налогообложения прибыли.
Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки (24%), указанной в п.1 ст.284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно[4].
Доходы и расходы налогоплательщика в целях гл.25 НК РФ учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст.40 НК РФ.
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст.40 НК РФ, если иное не предусмотрено гл.25 Кодекса.
Особенности определения налоговой базы по страховщикам устанавливаются с учетом положений ст.ст.293 и 294 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами устанавливаются ст.280 НК РФ с учетом положений ст.ст.281 и 282 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений ст.ст.301 - 305 НК РФ.
В соответствии со ст.284 НК РФ налоговая ставка определена (если иное не предусмотрено п.п.2 - 5 ст.284 Кодекса) в размере 24%. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом вышеуказанная ставка не может быть ниже 10,5%[5].
В соответствии со ст.286 НК РФ в течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Статьей 287 НК РФ определено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчетного периода. При этом налоговые декларации представляются налогоплательщиком в налоговые органы не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В изменениях, внесенных в гл.25 НК РФ Федеральным законом N 57-ФЗ, предусмотрено, что в случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо ведет самостоятельные регистры налогового учета[6].
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.