Страхование ответственности судовладельцев и организация взаимного страхования
Такой подход кое-что противоречит интересам страховщиков. Поэтому на британском, норвежском, и других рынках идут на компромисс: судовладелец может заключать договоры страхования особенных имущественных интересов, но в определенных пределах. Часть стоимости, которая страхуется на условиях «от полной гибели» (полисы типа «Increased Value», «Disbursements»), должна не превышать 25 % части стоимости, по полному каско. Заметим, что выписываются два полиса: собственное страхование каско (Hull & Machinery) и страхование особенных имущественных интересов (Increased Value, или Disbursements). TESTINGTESTING
Важно, что страховщик соглашается на заключение таких договоров лишь относительно нестарых судов (в возрасте до 15 годов) и при этом он должен быть определен того, что страховая сумма за полисом каско не занижена в сравнении со страховой стоимостью.
А4. Незастрахована ответственность.
Содержание этого вида страхования — предоставить добросовестному судовладельцу защиту от наказания за недострахования, то есть занижение страховой суммы в сравнении со страховой стоимостью судна, которая приравнивается обычно к его реальной рыночной стоимости. Недострахование бывает преднамеренным и неумышленным. Например, договор мог быть заключен, когда сумма отвечала стоимости, но за полгода рыночная стоимость судна повысилась. Следовательно, произошел убыток, страховщики каско через недострахование, пусть и неумышленно, выплатят возмещение не полностью. Остальные можно покрыть за полисом страхования незастрахованной ответственности.
А5. Страхование имущественных интересов кредиторов (ММИ).
Этот полис защищает интересы банков и других кредиторов, которые выдают кредиты под залог судна. Обычным условием кредита является страхование судна в интересах банка.
Пусть судно утонуло, было арестовано через повреждение причала или с ним произошла еще какая-то покрыта страхованием событие. Страховщики каско, военных рисков, или клуб «Пи энд Ай» за полисом не платят, если судовладелец нарушил одно из существенных условий договора, например не оплатил вовремя премию. В этом случае кредитор получит возмещение убытков за полисом ММИ.
Б1. Страхование на рейс.
Напомним, что в подразделе А4 шла речь о расширении стандартных условий страхования. Здесь мы сталкиваемся не с дополнительными, а и независимыми, договорами страхования каско. Они заключаются на любые нестандартные случаи, которые не охватываются обычным страхованием на срок. Разница между условиями страхования на один рейс и стандартными условиями (Предостережение 280) очень незначительна.
Б2. Страхование на время построения судов.
Условиями страхования покрываются корпус, машины и оборудование судна, а в начале строительства — их составляющие. Поскольку сумма имущества, которое поддается риску, растет постепенно, страховщику важно знать, как распределяется стоимость за судами и по времени. Например, в первые 3 месяца работ поставляется и собирается около 10 % окончательной стоимости, причем идет речь лишь о деталях корпуса, в следующие 4 месяца — 30 % стоимости корпуса, а еще 30 % приходится на двигатели, которые сохраняются на верфи, и тому подобное.
Премия рассчитывается от конечной контрактной цены и зависит от длительности строительства, типа судна, опыта судостроительного завода.
Условия договора очень широкие: страхуется практически все, что может состояться с судном, в том числе и не по вине завода. Представляет интерес риск ошибок в проект (Faulty Design). Если такие обнаружены к окончанию срока договора, выплачивается сумма расходов из устранения дефекта (но не стоимость самой дефектной части). На последней стадии построения судна, во время ходовых испытаний, оно полностью застраховано, если не отдаляется более чем на 200 миль от верфи. К тому же застрахована ответственность перед третьими лицами. Интересно, что не покрываются убытки от землетрясений и извержений вулканов, которые охватываются обычным страхованием каско. Это объясняется тем, что отмечен вид страхования содержит определенный элемент не морских видов страхования.
Б3. Портовые риски.