Страхование ответственности судовладельцев и организация взаимного страхования
А4. Страхование дополнительной или незастрахованной ответственности (Excess Liabilities).
А5. Страхование имущественных интересов кредиторов (Mortgagees’ Interests).
Б1. Страхование на рейс.
Б2. Страхование на период строительства или ремонта (Builders’ Risks). TESTINGTESTING
Б3. Страхование на время плавания в пределах небольшой акватории (Port Risks).
В1. Страхование рыбацких судов.
В2. Страхование яхт.
В3. Страхование контейнеров.
Рассмотрим каждый из перечисленных видов страхования отдельно.
А1. Военные и забастовочные риски.Стандартное страхование каско не охватывает убытки от военных, забастовочных рисков и противоправных действий. Следовательно, нужно заключать отдельный договор страхования, который обеспечил бы защиту от повреждения или гибели судна и других убытков, вызванных военными действиями, забастовками, гражданскими восстаниями и тому подобное.
Техника страхования весьма интересна. Договор заключается на год за сравнительно невысокой ставкой и покрывает плавание судов во всех «спокойных» районах Земного шара, где опасность возникновения отмеченных убытков небольшая. А если судно отправляется в одну из «горячих точек», список которых постоянно пересматривается, необходимо предварительно (но не раньше чем за неделю) известить об этом страховщиков и согласовать размер дополнительной премии. В некоторых случаях она будет незначительной или нулевой — если ситуация в данном районе нормализуется.
А2. Риск потери фрахта.
Заметим сразу, что этот вид страхования не покрывает риск неуплаты фрахта. Выбор ненадежных партнеров — это риск коммерческий, который не подлежит страхованию.
Договор страхования относительно потери фрахта (Loss of Hire) неразрывно связанный со страхованием каско. Пусть, скажем, произошел инцидент, предусмотренный полисом каско: судно село на мель (с последующим спасанием, буксировкой и ремонтом днища), через что на месяц вышло из эксплуатации.
Потеря фрахта за период спасания, буксировки и ремонта, покрывается за согласованной к началу страхования средней дневной ставкой с отчислением франшизы (в этом случае — временной). Например, если ставка 5000 дол на день, ремонт длился 20 дней, а франшиза — 7 дней, то возмещение вычисляется так: 5000 (20 7) = 65000 (дол.).
Страхование юридических расходов (Freight, Dеrmurrage and Defence). Это страхование есть производным от страхования «Пи энд Ай». Связано оно и из Loss of Hire, поскольку в названии также присутствует слово «фрахт» и сама сумма неполученного фрахта страхованием не покрывается.
По настоящему договору клубы «Пи энд Ай» и коммерческие страховщики оказывают судовладельцу или фрахтовальнику квалифицированную юридическую помощь, если возникают расхождения в юридических делах с третьими лицами — практически по любым вопросам независимо от того, есть судовладелец истцом или ответчиком.
Содержание этого покрытия заключается в том, чтобы за согласованную премию, во-первых, обеспечить на протяжении года предоставление юридических консультаций, а во-вторых, если придется обратиться к юридическим, судебным или арбитражным инстанциям, покрыть все соответствующие расходы. Следовательно, заключая договор страхования FDD, судовладелец в сущности нанимает себе на работу юристов и юридические фирмы, а также освобождается от возможных арбитражных или судебных расходов.
А3. Страхование особенных имущественных интересов.
Название этого вида страхования в литературе переводится иногда как «страхование увеличенной (повышенной) стоимости» (Increasde Value).
Эти виды страхования имеют целью сэкономить на страховании, поскольку покрывают лишь риск полной гибели судна. Ставки премии здесь ниже, чем в случае страхования на полных условиях.
Рассмотрим пример, когда судно стоит 10 000 000 дол. Ставка премии из страхования на полных условиях — 0,9 %, то есть 90 000 дол. на год. Однако за теорией вероятностей частичная авария — ломание машин, посадка на мель, спасание — не превышает, как правило, 3/4 стоимость судна. Ставка из страхования лишь от полной гибели — 0,1 %. Логика подсказывает застраховать 3/4 стоимости судна на полных условиях, а «верхнюю» четверть — лишь от полной гибели. Сумма премии тогда будет составлять 7 500 000 0,009 + + ×2 500 000 0,001 = ×70 000 (дол.), то есть будет достигнуто экономия в 20 000 дол.