Влияние законодательства РФ на развитие финансовых супермаркетов
Учитывая тот факт, что в Европе, США, Японии опыт создания финансовых супермаркетов оказался достаточно успешным, России нет смысла проходить тот путь, который прошли финансовые институты западных стран за последние десятилетия, где коммерческие банки постепенно теряли долю рынка, уступая ее финансовым супермаркетам. Направление финансовых супермаркетов является одним из ключевых каналов продаж розничных услуг банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых институтов. TESTINGTESTING
В России, скорее всего, самой популярной моделью интеграции финансовых посредников станет модель объединения сильного банка и значимых на своих рынках небанковских финансовых посредников. При этом чем глубже будет интеграция между банком и небанковским финансовым посредником, тем проще окажется разрабатывать единые стандарты, обеспечивать взаимный доступ к информации о клиентах, сокращать затраты на персонал, маркетинг и PR.
Пока в российском финансовом бизнесе преобладают те, кто умеет расставлять приоритеты в своей продуктовой линейке. Потребитель не боится купить плохой сыр в супермаркете, потому что стоимость сыра невелика. Но он очень сильно боится взять плохой ипотечный кредит — который окажется неудобным и/или невыгодным. И тем более, клиент боится взять кредит в банке, который лопнет. Ведь подавляющее число населения «работает на квартиру» едва ли не всю свою сознательную жизнь. Ставки по кредитам в России достаточно высоки, в то время как проценты за размещения вклада, в большинстве случаев, не оправдывают себя и «съедаются» инфляцией. То есть фактически Банк использует средства клиентов для выдачи кредитов, операций на фондовом рынке. Банк при этом выигрывает от размещения средств, а клиент сделавший вклад просто «сохраняет» свои деньги при определенном уровне инфляции.
О перспективах финансовых супермаркетов есть диаметрально противоположные мнения. Одни эксперты считают, что эта форма организации бизнеса исчерпает себя, причем не только в России, где она еще не успела развиться, но и на Западе. Другие же уверены, что лет через десять мы будем ходить за услугами в финансовые супермаркеты, как за товарами массового потребления в обычные универсамы[36].
В любом случае, банки будут стремиться к диверсификации и универсализации своей продуктовой линейки, а также к сотрудничеству с другими финансовыми компаниями, потому что на данный момент такая стратегия себя оправдывает.