Влияние законодательства РФ на развитие финансовых супермаркетов
Главными барьерами для развития финансовых супермаркетов в России являются бизнес-различия между банками, страховыми и инвестиционными компаниями, а также незнание банкирами страхового и инвестиционного рынков, а страховщиками и представителями инвестиционных и управляющих компаний банковского рынка, что серьезно усложняет работу организаций. Более того, сегодня в России банки регулируются Центральным Банком России, профессиональные участники рынка ценных бумаг – Федеральной Службой по финансовым рынкам, страховые компании - Федеральной Службой страхового надзора. Из-за разночтений в правом поле различных видов финансовых посредников и возникают проблемы функционирования интегрированных финансовых посредников, к которым относятся и финансовые супермаркеты. Международная практика показывает, что необходимо макрорегулирование – широко распространенная модель организации финансовых рынков, действующая более чем в 40 странах мира. TESTINGTESTING
Российские регулирующие органы достаточно вяло рассматривают возможность создания макрорегулятора в России.
Первоначальный вариант предполагал, что мегарегулятор будет не госорганом в традиционном понимании, а будет иметь статус государственной корпорации (так сейчас работает Агентство по страхованию вкладов) или саморегулируемой организации с участием чиновников. Руководить им должен был, по замыслу разработчиков, совет директоров, в состав которого вошли бы как представители власти (в том числе профильных министерств), так и непосредственно участники рынка. За образец, очевидно, был взят британский мегарегулятор Financial Services Authority (FSA), состоящий из представителей госведомств, финансовых организаций и независимых экспертов. Принцип принятия решения в рамках британского мегарегулятора коллегиальный, а деятельность отличается высокой степенью прозрачности и в значительной мере финансируется за счет игроков рынка.
Примерно таким видели сначала авторы проекта и отечественный аналог. Однако такая версия не устроила ни правительство, ни президентскую администрацию. Проект был отправлен на доработку. Теперь предлагается более мягкий вариант: мегарегулятор создается, но не обособляется от исполнительной власти, а регулировать банковский рынок будет по-прежнему Центральный банк. Принципиально такая модель уже не вызывает негативной реакции, и, видимо, теперь осталось только провести работу с правительством и Госдумой для официального оформления нормативной базы мегарегулирования. Тем не менее, вопрос о том, нужен ли России сейчас мегарегулятор
и в каком виде, пока остается открытым[34].
Российское законодательство не препятствует, но и не способствует развитию финансовых супермаркетов. Наша правовая система просто не предусматривает такой формы оказания финансовых услуг.
Наличие дополнительного регулятора в данном случае может не принести значимых результатов. В системе контролирующих органов уже есть Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, Федеральная служба по финансовым рынкам. Они обладают необходимыми полномочиями для возложения юридической ответственности на недобросовестные компании. Что же касается качества оказываемых супермаркетами услуг, то этот вопрос можно решить с помощью режима лицензирования в саморегулируемых организациях, как это принято в таких отраслях, как строительство, аудиторские услуги и других.
В настоящее время Комплекс стандартов ЦБ РФ дополнен рядом вспомогательных документов, уточняющих отдельные аспекты информационной безопасности организаций банковской сферы.
В мировой практике не существует универсальной модели для успешного создания финансовых супермаркетов. В разных странах были использованы различные подходы, среди них: M&A, создание или покупка страховыми и инвестиционными компаниями банков, продажа страховых и инвестиционных продуктов через банковские сети.
С точки зрения стандартизации, технологичности и качества продуктов и услуг в России пока нет ни оной структуры, которую с полным правом можно было бы отнести к финансовым супермаркетам вроде Citigroup или Chase Manhattan в США.
Перспективы создания полноценных финансовых супермаркетов в России, конечно, существуют, но на это нужно как минимум 5-10 лет и инвестиции. Супермаркет предполагает максимальный выбор товаров и услуг, которые должны быть стандартизированы, т.е. в любом офисе финансового супермаркета от Москвы до Владивостока клиенту должны предлагать абсолютно идентичные продукты, причем одинаково быстро и качественно[35].
В условиях обострения конкуренции и ростом присутствия на рынке России дочерних банков иностранных финансовых конгломератов таких, как Citibank, Raiffaisenbank, Credit Suisse, Banque Societe Generale и др. интеграция российских банков и небанковских финансовых посредников станет одной из стратегий повышения капитализации и конкурентоспособности финансовой системы России. Особенно это важно в условиях вступления России в ВТО и дальнейшего ее интегрирования.