Сфера банковского планирования и его роль в деятельности банка
2) прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды: экономической ситуацией в целом, состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
3) внутренними возможностями банка: состоянием его активов и пассивов, возможностями и квалификацией банковского персонала; TESTINGTESTING
4) принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней, т.е. степенью децентрализации процесса управления.
Каждый из этих факторов так или иначе определяется в процессе банковского планирования, на различных этапах которого
1) определяются генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, его локальные цели и задачи,;
2) разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом на рынке и требующиеся клиентам банка;
3) согласовываются конкретные планы, разрабатываемые для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом и структурными ограничения на операции банка;
4) определяются пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка;
5) уточняются и корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;
6) согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с целью поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
7) осуществляются структурирование организации и планирование персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей, обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.
Если добавить к этим функциям банковского планирования еще одну -контроль за выполнением плановых показателей, то окажется, что планирование и менеджмент - понятия идентичные. Хотя в реальной деятельности банка плановая деятельность лишь в отдельные моменты затрагивает процесс управления, в идеале четко организованная единая система планирования
и контроля
должна стать
основой реализации всех функций банковского менеджмента
. Планирование в этом контексте является формой регулирования деятельности банка.
Итак, планирование в широком смысле
представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией. Планирование в узком смысле
можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. В данном контексте планирование не затрагивает сферу принятия решений и организацию их выполнения[3].
Рассмотрим более подробно, какие виды планирования выделяются в теории банковского менеджмента, как они связаны между собой и какой инструментарий используют в практике банковского планирования.