Сфера банковского планирования и его роль в деятельности банка
Рассмотрим подробнее содержание каждой фазы управления деятельностью банка. Первая фаза - фаза планирования
- состоит из трех этапов: разработки политики и стратегии, бизнес-планирования и текущего планирования. TESTINGTESTING
Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику банка. К политическим решениям относятся прежде всего решения, связанные с генеральными целями, выражающими философию
банковской организации, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства, а также их конкретизацию в виде стратегических задач организации. Разработка политики и стратегии банка является первым этапом фазы планирования и является прерогативой высшего управленческого персонала банка.
Бизнес-планирование -это процесс, определяющий локальные и общие перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование согласует определенные на первом этапе цели и стратегии с внутренними возможностями банка и требованиями окружающей среды.
Задачей текущего планирования является конкретизация бизнес-плана в процессе текущей деятельности и его корректировка в случае необходимости.
Главный смысл данного этапа фазы планирования - повышение эффективности работы
банка посредством:
1. Целевой ориентации и координации всех операций банка;
2. Предварительного выявления рисков и разработки мероприятий по снижению их уровня;
3. Разукрупнения решаемых проблем (определение последовательных шагов решения задач банка);
4. Повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
5. Оптимизации деятельности за счет анализа и выбора оптимальных для будущего альтернатив.
Если стратегия банка определяется на длительную перспективу - пять-десять лет, горизонтом бизнес-планирования может быть срок от одного до пяти лет, то текущее планирование должно осуществляться ежеквартально, с ежемесячным уточнением и корректировкой плановых показателей.
Вторая фаза управления - регулирование
- преследует цель разработки принятого решения (плана) в деталях и отдачи распоряжений по его выполнению. Здесь одной из важнейших функций управления является организация процесса оперативного планирования, которое должно осуществляться ежедневно и реализовываться в процессе деятельности Комитета по рискам и Кредитного комитета банка. При этом решаются задачи координации операций и сделок различных подразделений банка с целью соблюдения установленных лимитов, поддержания ликвидности, обеспечения текущей эффективности банковских операций через уточнение процентных ставок и тарифов по конкретным сделкам.
Контроль
- предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю также относится проверка допустимости исходных предпосылок, анализ вероятных отклонений от запланированных показателей и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.[2]
Главный смысл контроля -
создание гарантий выполнения планов и общее повышений эффективности управленческого процесса.
Два этапа фазы контроля - мониторинг текущего состояния и анализ результатов деятельности призваны дать руководству подробный отчет о выполнении плановых показателей (структура и эффективность операций, финансовые результаты, соблюдение лимитов и т.д.) и выявить причины, вызвавшие отклонения от них. Выводы, получаемые на этой фазе управления, должны лечь в основу текущего регулирования, корректировки текущих планов и бизнес-плана в целом, а также в основу планов, составляемых для будущих периодов.
Таким образом, все элементы банковского менеджмента тесно связаны между собой именно единым плановым процессом и могут рассматриваться как различные компоненты расширенной системы планирования
, которая должна пронизывать всю деятельность банка и обеспечивать основу принятия управленческих решений, так как в идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:
1) задачами, которые решает банковская организация;