Задачи и механизмы инфраструктуры рынка ценных бумаг
Депозитарий же, собрав у себя бумаги многих клиентов, учитывает их на открытых для них счетах депо. При передаче бумаг от одного клиента другому происходит перезапись их по счетам депо у депозитария, а регистратор знает только общую сумму бумаг, хранящихся у данном депозитарии (она при такой операции не меняется). Конечно, периодически для выплаты дивидендов или голосования, например, данные о настоящих владельцах бумаг передаются регистратору, но оперативные данные о результатах торгов учитываются в депозитарии, который тесно связан с торговой системой. TESTINGTESTING
Таким образом, инфраструктура рынка ценных бумаг содержит ряд подсистем, в их числе подсистемы:
• учета прав на ценные бумаги (регистраторы и депозитарии), * торговые системы (биржи и внебиржевые),
• системы клиринга,
• системы платежа (банковская система),
• системы раскрытия информации (информационные агентства, рейтинговые агентства и др.).
Кроме того, на рынке существуют системы контроля и страховые системы.
На рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании.
В то же время специфика рынка такова, что многие решения могут квалифицированно принять только непосредственные участники рынка. Они лучше других знают, конкретные проблемы и пути их решения, обнаруживают махинации, которые просто невозможно заранее предусмотреть в нормативных документах, в состоянии оценить поведение участников. Для того, чтобы профессиональные участники рынка ценных бумаг могли принять непосредственное участие в регулировании, организуются так называемые саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их цель — выработка конкретных требований к своим членам, и надзор за их соблюдением, а также помощь в организации работы, представление их интересов в государственных органах и другое. Основой деятельности СРО является взаимная заинтересованность профессиональных участников рынка в том, чтобы все они выполняли некие общие правила поведения и стандарты. При этом выработка деталей этих правил и стандартов настолько тесно связана с повседневной практикой, что не может быть достаточно оперативно сделана государственными органами регулирования. Они в состоянии лишь установить общие правила работы, обеспечивающие устойчивость системы в целом, осуществлять контроль за формальными требованиями к участникам рынка, координировать и направлять его развитие.