Задачи и механизмы инфраструктуры рынка ценных бумаг
Организация инфраструктуры того или иного сегмента зависит от развитости рынка, его оборотов, характера его участников и инструментов, на нем обращающихся. Однако имеются некоторые общие черты инфраструктуры сегментов, повторяющиеся в инфраструктуре рынка как целого. Они определяются задачами инфраструктуры, которые сводятся к двум основным группам: TESTINGTESTING
• управление рисками на рынке ценных бумаг;
• снижение удельной стоимости проведения операций.
Роль инфраструктуры в управлении риском заключается в том, чтобы
• отделить разные виды риска друг от друга и позволить переложить определенные виды рисков на нее;
• определять ответственного за реализацию риска;
• реализовать ответственность участников за причиненные ими убытки.
Используемые механизмы управления рисками можно подразделить на:
• административные — влияющие на организационную структуру,
• технологические ~ контролирующие применяемую технологию,
• финансовые — включающие в себя особые способы управления финансами,
• информационные — управление потоками информации на рынке и вне его,
• юридические — обеспечивающие юридическую защиту в случае реализации риска.
Для построения эффективной системы управления рисками необходимо принятие адекватных административных, технологических и финансовых решений, подкрепленных соответствующими юридически значимыми документами.
Снижение удельной стоимости операций достигается за счет:
• стандартизации операций и документов,
• концентрации операций в специализированных структурах,
• применение новых технологий, в частности информационных.
Чтобы понять функции отдельных систем инфраструктуры рынка ценных бумаг, проще всего отталкиваться от процесса заключения и совершения сделки и следить за тем, как отдельные его этапы стандартизируются и вычленяются в самостоятельные сферы бизнеса.
Допустим, что инвестор А имеет какие-то ценные бумаги и хочет их продать, а (потенциальный) инвестор В имеет свободные деньги, которые хочет вложить в ценные бумаги. В процессе продажи бумаг должно произойти следующее:
I. В должен принять решение о том, какие бумаги он хочет приобрести
II. А и В должны встретиться (не обязательно физически)
III. А и В должны оговорить существенные условия сделки, в том числе:
а) цену сделки,
Ь) условия поставки и платежа,
с) срок исполнения сделки,
d) гарантии исполнения сделки и ответственность сторон.
IV. Должен быть заключен договор купли-продажи,
V. Сделка должна быть исполнена, т. е. должны произойти:
а) платеж за бумаги со стороны В,
Ь) поставка ценных бумаг А,
с) В должен проверить подлинность поставленных бумаг, а А — уплаченных денег,
d) оформление соответствующих документов, удостоверяющих факт перехода прав собственности на ценные бумаги.
VI. В ряде случаев должна быть уведомлена третья сторона — эмитент ценных бумаг.
1 Для обеспечения этих действий должны быть созданы следующие системы:
(1) СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
В должен иметь информацию о существующих ценных бумагах, их достоинствах и недостатках. Эта информация в первую очередь содержит сведения об их эмитентах, но, кроме того, и о состоянии рынка (например, ликвидности ценных бумаг). Для того, чтобы сделать эту информацию доступной, нужно организовать систему раскрытия информации об эмитентах и о состоянии рынка.
(2) ТОРГОВАЯ СИСТЕМА
Чтобы А и В встретились, им необходимо найти друг друга. При этом они, конечно, пожелают узнать, насколько надежен потенциальный партнер по сделке. Эту функцию берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем. Первыми такими системами исторически оказались фондовые биржи. Первоначальная роль бирж — просто сводить друг с другом тех, кто профессионально посредничает на рынке ценных бумаг. В дальнейшем они приняли на себя еще ряд функций (см. ниже).
Правила торговли на бирже предусматривают определенный механизм установления цены на ценные бумаги. Это может быть аукцион (их существует несколько видов, см. ниже), работу через специалиста — дилера или маркет-мейкера, выставляющего котировки данной ценной бумаги. Котировка -~ цена, по которой данный дилер готов купить (продать) лот ценных бумаг. Выставляя котировку, дилер не имеет права отказать кому бы то ни было в сделке по названной им цене (за исключением очень больших количеств ценных бумаг, для которых часто предусматриваются особые условия).