Услуги коммерческих банков
Банковская услуга – посредническая деятельность банка, нацеленная на удовлетворение потребностей клиента при проведении банковской операции, не приводящая к изменению формы продукта труда.
Классификацию банковских услуг можно представить следующим образом:
в зависимости от цели:
а) стратегические услуги позволяют клиентам банка разрабатывать и осуществлять стратегические преобразования в характере, направлении и масштабах деятельности; TESTINGTESTING
б) текущие услуги помогают клиентам банка оптимальным образом добиться целей, оговоренных в годовом плане;
в) оперативные услуги способствуют подготовке и быстрому решению незапланированной проблемы клиентов банка;
г) специальные услуги позволяют клиентам получить профессиональную помощь в непредвиденных ситуациях;
в зависимости от того, кому предоставляются:
а) физическим лицам: депозитные операции, операции с иностранной валютой, безналичные расчеты с населением;
б) юридическим лицам: расчетно-кассовое обслуживание;
в) коммерческим банкам: межбанковское кредитование;
г) государству: операции с бюджетными средствами.
Выделим специфические характеристики банковской услуги:
• неосязаемость услуг, их абстрактный характер;
• непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их предоставляющих;
• несохраняемость услуг.
В число услуг можно включить следующие:
§ изготовление и обслуживание пластиковых карт;
§ выплата работникам предприятий и организаций, включая вузы, заработной платы с использованием пластиковых карточек. В некоторых вузах такая система используется и для выдачи стипендии студентам;
§ выпуски и обслуживание пластиковых карт российской платежной системы Unicom Card, а также ряда других внутренних платежных систем;
§ обслуживание торгово-сервисных предприятий по приему безналичной оплаты с использованием карт;
§ повторное изготовление утерянной карточки;
§ блокирование карточки на определенный срок;
§ выпуск и обслуживание карточек международных платежных систем.
К финансовым услугам коммерческих банков можно отнести следующее:
Факторинг представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контролентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Факторинговые операции осуществляются банком на договорной основе с клиентом. Предварительно для заключения договора факторинговый отдел банка анализирует кредитоспособность поставщика, изучает информацию о финансовом состоянии его должников. Перед заключением договора поставщик должен представить банку необходимую информацию о переуступаемых требованиях, содержащую данные о плательщиках, условиях поставок продукции, суммах переуступаемых требований.
Лизинг заключается в предоставлении на условиях аренды на долгосрочный период машин, оборудования, недвижимости и других элементов основного капитала предприятиям – арендаторам. Обычно потенциальный лизингополучатель сам подбирает поставщика нужного для него имущества, но не имея возможности приобретения его в собственность, обращается к лизингодателю, то есть банку, с просьбой об участии в сделке. Банк покупает имущество у поставщика в собственность за свеч своих средств и сдает его лизингополучателю на условиях, оговоренных в соглашении. Таким образом, банк оказывает пользователю финансовую услугу.
Под трастовой операцией понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью другой стороны в пользу клиента. Согласно заключенному договору, доверенное лицо приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества, включая остатки средств на банковских счетах.