Факторы, оказывающие влияние на валютный курс
Обменные курсы устанавливаются на международном валютном рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения валют.
Спрос на иностранную валюту создается гражданами, фирмами, коммерческими банками и государством через ЦБ. Иностранная валюта необходима для импорта товаров, услуг и факторов производства, формирования резервов и накопления богатства. TESTINGTESTING
Предложение иностранной валюты формируется в результате продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг национального производства. Обмен иностранной валюты на национальную необходим для уплаты налогов, выплаты заработной платы, расчетов по другим операциям.
В экономике обменным курсам отводится важная роль, поскольку с их помощью цены в разных странах становятся сопоставимыми. Любая национальная валюта "стоит" столько, сколько на нее можно купить товаров и услуг. Поэтому курс национальной валюты к иностранной устанавливается в зависимости от ее покупательной способности. Соотношение между валютами, при котором обеспечивается их равная способность обмениваться на определенное количество товаров и услуг называется паритетом покупательной способности (ППС). ППС рассчитывается как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в каждой из стран. Допустим, если "потребительская корзина" стоит в России 1200 рублей, а в Кыргызстане 1800 сомов, то обменный курс этих валют 1 руб. равен 1,5 сома.
Понижение курса означает снижение стоимости (обесценение) национальной валюты по отношению к иностранной. Обесценение национальной валюты отрицательно сказывается на благосостоянии граждан, поскольку сокращение покупательной способности национальной валюты делает импорт более дорогим. Экспорт, в этом случае, удешевляется, а значит, поставляемые на мировой рынок отечественные товары становятся более конкурентоспособными.
Повышение курса - рост стоимости (удорожание) национальной валюты по отношению к иностранной, напротив, сдерживает экспорт, но делает выгодным импорт.
Валютные курсы повышаются или понижаются в зависимости от изменения рыночных и других условий, главными из которых являются:
· изменения в потребительских предпочтениях. Например, если для кыргызского потребителя более привлекательной является российская косметика, то, покупая ее, они увеличивают спрос на рубли, и курс рубля повышается. И, наоборот, если кыргызские ковры станут более популярными в России, то спрос на сомы возрастет, и курс рубля снизится;
· колебания в темпах роста национального дохода в разных странах. Если рост национального дохода одной страны осуществляется быстрее, чем в других странах, то курс ее валюты может снизиться. Например, рост доходов в Казахстане увеличит и рост спроса казахских потребителей на импортные товары и услуги. Увеличив спрос, допустим на рекреационные услуги озера Иссык-Куль, они увеличат и спрос на кыргызские сомы, обменный курс казахских тенге упадет;
· различия в темпах инфляции. Допустим, что цены на Украине выросли на 30 %, а в России остались стабильными. Украинцы увеличат спрос на российские товары, а следовательно, на российскую валюту. Россияне, наоборот, сократят покупки украинских товаров, и приток рублей на Украину уменьшится. Спрос на рубли будет превышать их предложение. Обменный курс украинской гривны упадет, а курса рубля повысится;
· изменения в процентных ставках. Относительный рост процентных ставок в данной стране способствует удорожанию ее валюты. Например, если ставка процента выше в Европе, то инвесторы в США и Японии постараются извлечь доходы из более высоких процентных ставок, конвертируют часть своей национальной валюты в евро, повышая спрос на нее на валютном рынке. Курс евро в отношении доллара и иены повысится;