Кредитные отношения между НБУ и коммерческими банками
Постановлением Правления НБУ № 484 от 15.12.2000 г. утверждено Положение о механизмах рефинансирования коммерческих банков Украины.
Коммерческие банки могут получать от НБУ как банка последней инстанции кредиты через кредитные аукционы (тендеры), ломбардные операции, переучет векселей на условиях двусторонних договоров. Эти кредиты разделяются на коротко- и долгосрочные. К ломбардным, как известно, относятся кредиты, полученные от НБУ под обеспечение государственных ценных бумаг, которые отвечают требованиям НБУ. TESTINGTESTING
НБУ предоставляет коммерческим банкам краткосрочные кредиты в пределах средств на осуществление первичной кредитной эмиссии (выпуску в обращение платежных средств). Такие кредиты НБУ предоставляет как непосредственно, так и через свои региональные управления, коммерческим банкам, которые придерживаются экономических нормативов, установленных НБУ для их деятельности, и предыдущего анализа кредитоспособности банков, то есть определение гарантий возвращения кредита.
Используется также такая разновидность краткосрочных кредитов как овердрафт за корреспондентским счетом коммерческих банков в НБУ (при условии существования соответствующего соглашения).
В первой половине в 2001 г. структура платежных средств, которые были выпущены в обращение НБУ для рефинансирования коммерческих банков,
имела такой вид: все выпущено в обращение платежных средств — 100%, в том числе через кредиты "овернайт" — 88,4%, кредиты, проданные на тендере, — 0,8%, операции РЕПО — 10,8% (в 1997 г. структура платежных средств для рефинансирования коммерческих банков была другая: кредитные аукционы — 38,4%, ломбардное кредитование — 37,1%, операции РЕПО — 16,4%, другие механизмы — 8,1%). Рефинансирование означает получение коммерческими банками от НБУ ссуд с целью предоставления кредитов своим клиентам. Главная цель рефинансирования — обеспечить надлежащую ликвидность деятельности коммерческих банков. Средняя процентная ставка за кредитами НБУ, предоставленными коммерческим банкам в первой половишь в 2001 г., составляла 23,75% годовых, в том числе за кредитами "овернайт" — 23,98%, кредитами, проданными на тендере, — 21,0%, операциями РЕПО — 22,0%.
Национальный банк может предоставлять стабилизационный кредит
банка, который переведен в режим финансового оздоровления или который взял на себя долг банка, который находится в режиме финансового оздоровления, при наличии его ходатайства и выводов соответствующего территориального управления Национального банка. Стабилизационный кредит может предоставляться банку лишь при условии его обеспечения залогом высоколиквидными активами банка-заемщика (государственными ценными бумагами, другими ценностями после осуществления экспертной оценки их стоимости, которые находятся в собственности коммерческого банка и не обремененные другими обязательствами) или гарантией или порукой другого финансовое стабильного банка или финансового учреждения. Осуществление банком операций из предоставления кредитов за счет средств стабилизационного кредита не позволяется.
Правила проведения кредитных тендеров
утверждаются Правлением НБУ. Тендер Национального банка — это форма удовлетворения спроса на денежные средства при рефинансировании, которая предусматривает предоставление Национальным банком кредитов банкам, которые нуждаются в поддержании ликвидности путем отбора за критериями, которые устанавливаются Национальным банком. Цена тендера — цена предоставления кредитов НБУ, сформированная в процессе тендера, является предложением участника тендера процентной ставки за кредит, с которой согласился организатор тендера. Банк может подать только одну заявку на участие в тендере. Под обеспечение кредита банк может предложить только однородный залог (или государственные ценные бумаги, или векселя). Не позволяется предложение разных видов обеспечения в одной заявке.
Ответственность при возвращении кредитов и процентных выплатах за ними в отмеченный срок полагается на банки-покупателей, что обусловливается в кредитном договоре, а контроль за своевременное их возвращение — на региональные управления НБУ. Приобретенные на тендере кредиты не должны приводить к нарушению установленных для деятельности коммерческих банков экономических нормативов и не подлежат пролонгации.
В Украине делались попытки использовать механизм рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ для стимулирования отечественного народного хозяйства. Да, в 1995 г. НБУ проводил целевые кредитные аукционы по продаже кредитных ресурсов коммерческим банкам для государственной кредитной поддержки тех отечественных предприятий, которые осуществляли структурную перестройку и санацию производства, наращивали объемы выпуска и реализации продукции, осуществляли закупку товаров украинских производителей для последующей реализации потребителям. К сожалению, эти мероприятия по кредитной поддержке отечественных товаропроизводителей не дали необходимый эффект.