Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховщиками
Структурные изменения в страховом секторе экономики, реорганизация и укрупнение бизнеса путем слияний и поглощений делают необходимым пересмотр всех функций корпоративного управления страховых организаций, в том числе в сфере налогового учета. Сократить время на ведение, устранить вероятность ошибок, реально уменьшить налоговое бремя позволяет грамотная организация и ведение налогового учета. не работает pokerok TESTING не работает pokerok TESTING
Обязанность организаций иметь учетную политику для целей налогообложения закрепляется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Формируя учетную политику, многие организации и раньше разграничивали бухгалтерские и налоговые аспекты. С 1 января 2007 г. необходимость выделения учетной политики для целей налогообложения диктуется п. 2 ст. 11 НК РФ.
Понятие "налоговый учет" было официально введено в связи с принятием гл. 25 НК РФ в отношении формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В настоящее время в учетной практике концепция налогового учета, предложенная в гл. 25 НК РФ, охватывает и иные налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, поскольку в конечном итоге ведение налогового учета для всех видов налогов предназначено для правильного определения налогооблагаемой прибыли организации.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с действующим порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые организации относятся к категории налогоплательщиков, которые руководствуются как общими требованиями организации и ведения налогового учета, так и особыми правилами, обусловленными спецификой проведения страховых операций.
Все источники обложения подразделяются на четыре вида:
- поступления от реализации;
- издержки производства и обращения (для страховых организаций - расходы на ведение дела);
- финансовые результаты;
- остаточная прибыль[11].
При этом большинство налогов платятся до распределения балансовой прибыли, то есть за счет увеличения расходов или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.
Термин "учетная политика для целей налогообложения" приведен в п. 2 ст. 11 НК РФ. Как следует из этой нормы, учетная политика представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения, признания, оценки и распределения доходов и (или) расходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Учетная политика для целей налогообложения должна содержать организационно-технические и методические требования к организации и ведению налогового учета и формированию налоговых баз, плательщиком которых является организация.
В учетной практике страховых организаций выбор модели организации налогового учета определяется многими факторами, в том числе системой управления (централизованная, децентрализованная), наличием территориальной сети обособленных подразделений (филиалов, агентств, представительств), специализацией по объектам, формам и видам страхования, ростом объема деятельности, уровнем комплексной автоматизации управления, внутренней структурой учетной службы, наличием в ее составе отдела налогового учета, объемом учетной работы, уровнем квалификации работников бухгалтерской службы.
Согласно ст. 330 НК РФ страховые организации ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования в разрезе заключенных договоров по видам страхования раздельно.
Роль регистров бухгалтерского учета страховых операций выполняют следующие журналы:
1. Журнал учета заключенных договоров страхования (сострахования).
2. Журнал учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования).
3. Журнал учета договоров, принятых в перестрахование.
4. Журнал учета убытков по договорам, принятым в перестрахование[12].
Страховая организация, имеющая в своей структуре обособленные подразделения, должна встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Налоговый отчет представляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации.