Правовое обеспечение надзора в банковской системе Республики Беларусь
Система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных норм и связей. Наиболее важные из них следующие:
— кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
— стандарты учета и отчетности; TESTINGTESTING
— система надзорных органов, их функций, полномочий;
— практика надзора, ее последовательность;
— система коррективных мер и экономических санкции;
— банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали
более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся
и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;
—использование международных правил, принципов банковского надзора.
Практически все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. К таким актам относятся: Конституция Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления.
Национальный банк регламентирует порядок осуществления банковских операций. Он имеет право издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для
исполнения всеми банками на территории республики, а также республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими лицами, действующими на территории республики. Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты
совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь.
Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные
унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь. [13]
Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа.
Таким образом, стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчетность необходима не только для финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.