Банковский менеджмент как основа оптимизации банковских кредитных рисков
Банковский менеджмент – это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском менеджменте определяется ряд сфер [49, с.22]: TESTINGTESTING
- банковская политика;
- финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление активами против пассивов ( ликвидностью), управление прибылью;
- рискменеджмент;
- правовые сферы – управление налогами, управление юридическими обязательствами;
- организационные сферы – организационные структуры, надзор и регулирование.
В ходе реализации кредитного банковского продукта осуществляется архивный и оперативный кредитный мониторинг контроль за выполнением, соблюдением условий договора. Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку документов (кредитное досье), содержащих в том числе и материалы о динамике кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно более раннее, и идентификация проблемных кредитов. Их сигналы, индикаторы иногда четко взаимосвязаны с кредитом, но чаще всего являются довольно отвлеченными [51, с.58]:
резкое снижение дебиторской задолженности;
снижение коэффициентов ликвидности;
падение объемов продаж;
убытки от оперативной деятельности;
а также:
отказ или не предоставление в срок запрашиваемой банком информации;
накопление излишних, спекулятивных запасов;
уклонение руководителей фирм от контактов;
потеря важных клиентов;
осторожное поведение деловых партнеров заемщика (запросы о его кредитоспособности, деловой репутации, контактах и т. д.)
Методы управления, нейтрализации кредитного риска, хотя и вписываются в приведенную схему, но довольно разнообразны и разнонаправлены, в их числе [51, с.69]:
нейтрализующие факторную сторону риска:
оценка кредитоспособности (профилактика, предотвращение риска) в направлениях: заемщик, среда (отрасль, конкуренты), проект;
разграничение полномочий принятия кредитного решения в зависимости от размера кредита и величины потенциального риска;
связанное финансирование проекта, частично за счет собственных средств заемщика;
наличие в структуре менеджмента и организация работы с проблемными кредитами;
защитная конверсия условий долга, предусмотренная в договорах (улучшение информационного обеспечения, рост залогов, штрафы, пени, неустойки, увеличение процентов и т.д.);
деятельность внутренних специальных организационных структур (отделы кредитоспособности, службы безопасности и т.д.);
платные услуги специализированных фирм, помогающих заемщику (консультации, финансовая поддержка) вернуть долг;
использование юридической ответственности (во многих странах в законодательстве предусмотрены уголовные наказания за умышленное банкротство, за повышенную опасность бизнеса, за искажение предоставленной информации и т.д.);
а также нацеленные на результирующую сторону кредитного риска (минимальные последствия, убытки):
диверсификация кредитного портфеля в направлении любой или комплекса качественных характеристик кредита в целях уменьшения концентрации риска;
создание альтернативных денежных потоков ( иногда этот метод носит название – обеспечение возврата ссуд) в виде залогов, гарантий, поручительств, страховок, создания резерва против рисков;
ограничение размеров кредита выдаваемых одному заемщику;
выдача дисконтированных ссуд;
секъюритизация – продажа обслуживания долга 3му лицу со скидкой.
Реализация банковского менеджмента по функциям управления кредитными рисками производится по следующему плану [51, с.73]: