Существующие проблемы в организации работы АКБ «БТА-Сызрань» с пластиковыми картами
На сегодняшний день, российские банки активно работают с пластиковыми картами, предлагая всевозможные новинки и, улучшая существующие продукты. Но, как банки не стараются удовлетворить все потребности населения, доверие к банковскому сектору в России не очень высоко. Такая тенденция сложилась ещё в конце 90-х годов и до сих пор, является преградой для активного внедрения всех удобств и новшеств банковского сектора, в том числе, в пластиковом бизнесе. К тому же, по данным Министерства Внутренних Дел России, за последние годы резко увеличились факты мошенничества с применением поддельных кредитных, либо расчетных карт, о которых активно дискуссируют СМИ. Так в 2009 г. – 14 случаев, в 2010 г. – 103 случая, в 2011 – 135 случаев. При этом сумма ущерба увеличилась, с 0,615 млн. руб. в 2009 году 3203 млн. руб., до 3890 млн. рублей в 2011г. Кроме этого, по мнению экспертов, реальное количество преступлений гораздо выше, поскольку они, чаще, носят латентный характер. Этот факт подтверждают полученные убытки международных платежных систем от хищений, совершаемых при помощи банковских платежных карт в России в 2009 г. около 1 млрд. руб., в 2010г. – 1,2 млрд. рублей, а в 2011 г. - 1,4 млрд. рублей. Положительным моментом является то, что Правительством РФ отмечается, что развитие передовых технологий ставит на повестку дня вопросы обеспечения надежности функционирования банковских автоматизированных систем и их информационной безопасности. Важным направлением деятельности кредитных организаций должно стать обеспечение защиты информации, выявление рисков, имеющих технический и технологический характер.[23] TESTINGTESTING
Еще одним из факторов сдерживающих развития операций с пластиковыми картами, является финансовая не грамотность населения, выраженная в неосведомленности в банковских продуктах.
К тому же, проблема маркетинга и рекламы пластиковых продуктов является первостепенном, так как для того чтобы на стадии внедрения продукт был успешным необходимо, активно рекламировать его, повышая интерес и осведомленность потенциальных клиентов к приобретению.
Так же немаловажным является то, что многие предприятия торговли и услуг, особенно в маленьких городах, не имеют возможности принять к оплате пластиковые карты, что сдерживает население к активному использованию карт в повседневной жизни, способствуя увеличению безналичного оборота в стране. Слабое развитие инфраструктуры для совершения операций с пластиковыми картами, особо актуально в не крупных городах и п.г.т.
Конечно, осознавая слабую защищенность операций с пластиковыми картами, населения стремится обезопасить заработанные деньги. Поэтому, для стимуляции населения к использованию пластиковых карт, в России были придуманы зарплатные проекты, но и это не мотивировало людей к внедрению в свою жизнь столь удобного банковского продукта – пластиковой карты.
Рассматривая организации работы «БТА-Сызрань» в области операций с пластиковыми картами, можно выделить следующие проблемы:
1. преобладание карт, выданных в рамках зарплатных проектов, чуть больше 80% карт. Этот показатель, характеризует одну из важнейших проблем банковского сектора – отсутствие клиентоориентированности в предложении продуктовой линейки. Банк не имеет возможности удовлетворить потребности населения и заинтересовать в том или ином продукте, мотивируя к покупке пластиковой карты. Однако, для большинства крупных банков удовлетворение потребностей населения, является первостепенным, ведь только так можно заинтересовать и продать банковские продукты;
2. узкая продуктовая линейка пластиковых карт, как для населения, так и для организаций, в качестве зарплатных проектов. Так на 1 января 2012 года по зарплатным проектам открыто 24 222 счетов, по продуктам для физических лиц – 5181 счетов, по корпоративным картам – 347 счета. В итоге всего было эмитировано 29 750 карт, что значительно уступает количеству карт, выпущенных ОАО АИКБ «Татфондбанк» банком-конкурентом, эмиссия которых составила около 400 000 карт. Продукты банка не охватывают такие целевые аудитории, как молодежь и пенсионеры, для которых многие банки разрабатывают отдельные продукты. Можно следовать, вывод, что «БТА-Сызрань» есть куда стремиться и развиваться, наращивая число держателей карт;
3. отсутствие рекламы пластиковых карт среди населения, в СМИ и телевидении. Данная проблема, влияет на выбор клиентом банка для открытия карточного счета, и, соответственно, на число клиентов банка;
4. слабое развитие эквайринга в торговых сетях. В «БТА-Сызрань» отсутствует свои процессинговый центр, который осуществляет расчеты по операциям с пластиком через POS-терминалы в ТСП. На данный момент, банк осуществляет процессинг операций с пластиковыми картами, через всемирно известную компанию UNITED CARD SERVICE[10], данный способ значительно увеличивает комиссию за interchange, взимаемую с ТСП, соответственно, эквайринг данного банка является менее конкурентноспособным по сравнению с остальными банками, такими как Русский Стандарт, Сбербанк и т.д.;