Становление и развития страхового рынка в Украине
Под влиянием кризиса изменилось соотношение между корпоративными видами страхования и страхованием физических лиц: возросла доля страхования населения (по нашим оценкам - до 76%), сократилась доля корпоративного страхования.
Исключением стало добровольное медицинское страхование - его доля возрастает. Это единый корпоративный вид страхования, показал положительную динамику в 1 полугодии 2009 г. Большинство лидеров рынка также имеют прирост сбора премий по этому виду. TESTINGTESTING
Очевидно, что одним из факторов, который привел к такому результату, является рост цен, что позволило частично компенсировать уменьшение количества клиентов.
Отметим, что почти все страховые компании-лидеры рынка сократили сбор премий по договорам КАСКО. При этом компании, имеющие тесные связи с определенными банками, пострадали меньше, чем компании, ориентированные на работу с автодилерами, или на свободном рынке.
Больше всего экономическая ситуация в стране отразилась на автостраховании. Страховые премии по этому виду по итогам 2009 года снизились более чем на 33%. Виновники этого – стрессовое состояние продаж и производства автомобилей. Исходя из того, что в первой половине 2010 года реальные доходы населения расти не будут, а значит и продажи автомобилей, прогнозировать увеличение объемов рынка автострахования не представляется возможным.
Рынок ОСАГО, наоборот, показал, хоть и незначительный, но рост. По предварительным данным за 2009 год страховые премии по этому виду страхования выросли на 4% и составляют 1,3 млрд. грн. При этом увеличился объем выплат страховых возмещений – на 23% в сравнении с 2008 годом. Продажи полисов ОСАГО в минувшем году увеличились на 5% – до 7,104 млн. грн., а обеспеченность полисами автотранспорта достигла 70%. Думаю, данный вид страхования продолжит свой рост и в этом году.
В другом развивающемся виде страхования – ДМС – в начале прошлого года не наблюдалось резкого сокращения числа заключенных корпоративных договоров. Для большей части застрахованных по этому виду страхования страхователями выступают работодатели. Доля индивидуальных клиентов в этом сегменте, по оценкам большинства страховых компаний, пока незначительна. Очень часто работодатель, не имеющий возможности оплатить полную стоимость страхового полиса, в качестве дополнительного бонуса частично компенсирует стоимость полиса ДМС работника.
В результате даже на падающем рынке крупным игрокам в 2009 году частично удалось сохранить или обеспечить прирост премий (Таблица 4.2).
Таблица 4.2
Рейтинг страховых компаний Украины за 6 месяцев 2009 г.[20]
Страховые компании |
Премии за 1 полуго д. 2009 г., тыс.грн |
Премии за 1 полугод. 2008 г., тыс.грн. |
Изменение, % |
ОРАНТА |
374 372,2 |
474 643,4 |
-21,13 |
ЛЕММА |
285 471,3 |
327 400,3 |
-12,81 |
АВАНТЕ |
275 049,2 |
290 874,2 |
-5,44 |
ПРОВИДНА |
262 619,0 |
203 643,9 |
+28,96 |
ИНГО УКРАИНА |
233 507,8 |
265 072,1 |
-11,91 |
КРЕДО-КЛАССИК |
189 809,0 |
118 554,2 |
+60,10 |
УКРАИНСКАЯ ПОЖАРНО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
189 398,6 |
176 144,4 |
+7,52 |
АСКА |
185 200,0 |
163 594,4 |
+13,21 |
ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ |
175 754,1 |
351 927,9 |
-50,06 |
УКРАИНСКАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА |
162 544,5 |
176 295,9 |
-7,80 |
АХА УКРАИНА |
162 025,0 |
132 738,2 |
+22,06 |