Акционерные инвестиционные фонды, включая чековые инвестиционные фонды
Проблема совершенствования устаревшей нормативной базы акционерных инвестиционных фондов связана с назревшей необходимостью разработки нового законодательства, соответствующего задачам развития системы коллективного инвестирования с целью мобилизации отечественных сбережений. TESTINGTESTING
Акционерные инвестиционные фонды создавались на основе нормативной базы, адекватной периоду массовой чековой приватизации и состоянию фондового рынка в тот период. На деятельность акционерных инвестиционных фондов был наложен ряд жестких ограничений (запрет на привлечение заемных средств, запрет на вложения в производные ценные бумаги, векселя и т. д.).
В настоящее время развитие рынка ценных бумаг вошло в качественно иную стадию: в целом была сформирована законодательная база рынка ценных бумаг (Гражданский кодекс, законы “О рынке ценных бумаг”, “Об акционерных обществах”), появились новые виды коллективных инвесторов, значительно возросла ликвидность российского рынка ценных бумаг. В этих условиях назрела необходимость приведения правовой базы, регламентирующей деятельность акционерных инвестиционных фондов, в соответствие с новыми задачами их деятельности как коллективных инвесторов и требованиями по повышению уровня защиты прав индивидуальных инвесторов.
Суть проблемы двойного налогообложения состоит в том, что сначала чековые инвестиционные фонды платят налог на полученную ими прибыль на общих основаниях (ставка налога до 35% в зависимости от региона), а затем уже при распределении чистой прибыли в качестве дивидендов акционерам фонда последние также платят налог (для физических лиц — подоходный налог по соответствующим ставкам, для банков — 18%, для остальных юридических лиц — 15%). Таким образом, суммарные выплаты акционерных инвестиционных фондов от первоначально полученной прибыли составляют в среднем 47—50%. Бремя такой налоговой политики ложится прежде всего на акционеров фондов. Дискредитируется идея института коллективного инвестирования, состоящая в том, что инвестор, вкладывающий деньги через фонд, и инвестор, осуществляющий вклады самостоятельно, должны быть в равном положении относительно условий налогообложения.
Существующая в настоящее время система депозитарного обслуживания акционерных инвестиционных фондов не отвечает требованиям эффективной системы коллективного инвестирования ввиду следующих проблем, связанных с деятельностью депозитариев акционерных инвестиционных фондов:
• недостаточное государственное регулирование депозитариев акционерных инвестиционных фондов;
• отсутствие контрольных функций депозитариев акционерных инвестиционных фондов.
Для эффективной реализации принципов коллективного инвестирования необходимо создать систему специализированных депозитариев, в функции которой должен входить контроль за деятельностью акционерных фондов.
Для решения вышеуказанных проблем особенно настоятельным становится принятие Закона “Об инвестиционных фондах”, реализующего следующие принципы коллективного инвестирования:
усиление государственного контроля за деятельностью инвестиционных фондов;
отделение управления активами от их хранения; повышение требований к раскрытию информации инвесторам; совершенствование системы отчетности.
Не менее важным является принятие изменений к Закону “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, предусматривающих освобождение инвестиционных фондов от налога на прибыль и ликвидирующих тем самым двойное налогообложение.