Саморегулируемые организации
В настоящее время даже самые развитые профобъединения сталкиваются с трудностями разработки правил и стандартов, не говоря уже об их введении. Этим организациям необходимо время, чтобы подготовиться к выполнению предписанных им функций. Вместе с тем существующие в России прообразы СРО уже показали признаки быстрого развития. TESTINGTESTING
Поскольку СРО приобретает довольно значительные права, в отношении ее членов законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобретается только на основании разрешения, выдаваемого ФКЦБ. ФКЦБ контролирует правила СРО с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов другими, обеспечить должный контроль за ними.
Так, согласно ст. 50 Закона “О рынке ценных бумаг”, предусмотрены следующие требования, предъявляемые к СРО:
* организация должна быть учреждена не менее, чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
* организация приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного ФКЦБ;
* для получения разрешения в ФКЦБ представляются заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:
(1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);
(2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
(3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;
(4) документации, ведения учета и отчетности;
(5) минимальной величины их собственных средств;
(6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
(7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
(8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;
(9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов — членов организации;
(10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;
(11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
(12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;
(13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
(14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
(15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.
Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо указанных выше требований установить и соблюдать правила:
* заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
* проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);
* оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;