Понятия и иерархия законодательной и нормативной базы
Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры — законодательства РФ. TESTINGTESTING
Акты гражданского законодательства образуют иерархическую систему. На верхнем уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства не должны ей противоречить. В Конституции определены пределы полномочий субъектов РФ, в рамках которых они могут принимать собственные законодательные акты, а также полномочия Российской Федерации. Гражданское законодательство отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, т. е. в своей основе едино на всей территории РФ.
Собственно гражданское законодательство имеет в качестве фундамента Гражданский кодекс (ГК), в котором описаны основные понятия и их взаимоотношения Остальные законы и другие правовые акты, регулирующие гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить (ст. 1—4 ГК).
Следующий уровень составляют законы РФ, например, Закон “О рынке ценных бумаг”, Закон “Об акционерных обществах” и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или подзаконных актов. Рассмотрим вкратце их систему.
Указы Президента РФ занимают следующий за законами уровень, они не могут противоречить принятым законам РФ.
Органы исполнительной власти (Правительство, министерства и ведомства) вправе принимать свои нормативные акты на основании и во исполнение актов законодательства и указов Президента. Они должны ограничиваться областью компетенции издавшего их органа власти и, естественно, не противоречить законодательным актам.
К таким актам законодательства относятся постановления Правительства, различные письма и инструкции, правила, положения и т. п.
В случае, когда акт законодательства затрагивает права граждан или носит межведомственный характер, он подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ, после которой и приобретает юридическую силу.
Компетенция территориальных органов власти и управления, а значит и статус выпущенных ими правовых актов, определяется законами, регулирующими их деятельность.
Отметим, что, как правило, законы не имеют обратной силы, т. е. их действие не распространяется на правовые отношения, возникшие до вступления в силу соответствующего закона, однако, возможны исключения, прямо оговоренные в законе.
В случаях, когда в актах гражданского законодательства явно не указаны какие-либо нормы, регулирующие те или иные правоотношения, используются так называемые обычаи делового оборота, или законодательство применяется по аналогии.
Обычаем делового оборота (ст. 5 ГК) признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Когда предусмотренные соответствующими статьями ГК отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота (ст. 6 ГК), к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.