Основы управления портфелем ценных бумаг
В целом считается, что в глобальном или международном плане инвестиции можно осуществлять, используя два подхода: “сверху вниз” и “снизу вверх”. Первый из них начинается с рассмотрения потенциала эффективности валюты и в конечном итоге заканчивается отбором конкретных инвестиций, а второй заключается в отборе отдельных ценных бумаг для заключения сделок до рассмотрения всех прочих соображений. TESTINGTESTING
Если следовать подходу “сверху вниз”, все начинается с изучения макроэкономических вопросов (т. е. изучения рыночных сил, спроса и предложения, политических влияний и государственных потребностей в бюджете и финансировании). При проведении экономических исследований изучается огромное количество правительственной информации и статистики и путем моделирования результатов и выдвижения предположений по поводу моделей роста делается попытка оценить уровень инфляции в стране, изменения в денежном обращении, вероятные потребности государства в финансировании, потенциальные ограничения и направление изменения процентных ставок, а также вероятное воздействие на международные валютные курсы. В результате этого исследования выдвигаются предположения по поводу вероятного изменения цен на облигации и определяется потенциал изменения цен на акции в сравнении с возможной доходностью.
Поскольку на деле каждый рынок капитала конкурирует со всеми остальными рынками капитала, следующая стадия — анализ стран. При этом экономисты делают сравнительный анализ данных по другим странам, поскольку международные инвесторы стремятся к наивысшей доходности своих инвестиций в пересчете на свою национальную валюту. Таким образом, следует учесть, что даже если, например, облигации одной страны имеют доходность 10%, а другой страны — 25%, необязательно, что вторые дают большую прибыль. Вполне вероятно, что высокая доходность во втором случае направлена на поддержание слабой валюты. В этом случае может оказаться, что даже более низкая доходность в валюте инвестора даст большую прибыль. На этом этапе даются рекомендации по поводу приобретения (или продажи) государственных облигаций.
После того, как при помощи исследования выявлены различные элементы риска на уровне стран, необходимо уделить внимание анализу отраслей в рамках каждой страны. Многие отрасли имеют циклический характер. Это значит, что они проходят через этап реорганизации (или начальную стадию); за ним следует этап консолидации, этап роста потребления (или поставок); и, наконец, стадия зрелости, на котором либо наступает насыщение рынка, либо вводятся новые и конкурентоспособные продукты. Само собой разумеется, что за стадией зрелости обычно следует еще один этап реорганизации.
В связи с этим предметом инвестиционных исследований здесь будет этап, на котором та или иная отрасль находится в данный момент и потенциал роста для отраслей. Кроме того, у разных отраслей циклы имеют разную продолжительность и приносят разный доход и прибыль на задействованный капитал. Также рассматриваются действия правительства, например, налоги, субсидии и т. д., альтернативные продукты, затраты на финансирование, денежные потоки и наличие нового капитала.
После проработки всех этих моментов следующий уровень исследований — это анализ компаний, при котором изучаются не только все вышеупомянутые факторы, но также и финансовые аспекты и финансовая и будущая коммерческая жизнеспособность самой компании. Счет прибылей и убытков, баланс, анализ денежных потоков и отчет директоров содержат важный материал для этого этапа программы анализа. Пожалуй, самый важный элемент в этом анализе — это результаты деятельности компании в прошлом и качество руководства, а также прогнозы на будущее по поводу деятельности компании и качества руководства. Как видно из предыдущих замечаний, этот уровень является отправной точкой для подхода “снизу вверх”.
Что касается анализа продуктов для инвестирования, считается, что в целом имеется два четких подхода к конкретному отбору: технический и фундаментальный анализ. Последний проводится на основе уже упомянутых факторов. Доступные подробные финансовые показатели используются для расчета широкого спектра коэффициентов. Исходя из этих коэффициентов аналитик определяет ряд норм прибыли и роста и может оценить в цифрах будущую доходность компании. Самый важный из отслеживаемых коэффициентов — это отношение цены к доходу на акцию (Р/Е). Он представляет собой число лет, за которое компания сможет окупить (с точки зрения прибыли) цену своей акции. Чем выше значение этого коэффициента, тем больше должна быть уверенность инвесторов в перспективах компании на будущее.