Доходность и прирост капитала
Принцип оценки потенциальной финансовой прибыли от акций точно такой же, как и для облигаций, т. е. доход от дивидендов (аналогично процентам по облигациям) и прирост капитала зависят от изменения цены. Однако на этом сходство заканчивается. TESTINGTESTING
При рассмотрении облигаций было указано, что управляющие ценными бумагами с фиксированным доходом стремятся получить доход от своих средств каждый день так же, как его можно получить от депозита. Управляющие инвестициями в акции имеют совершенно иную точку зрения, их игра называется “повышенный доход от капитала, или общий доход”. Независимо от того, какова цель — получение краткосрочного или долгосрочного дохода от капитала, дивидендный доход, хотя он и важен, всегда занимает второе место.
Прежде чем сравнить факторы, которые могут помочь установить среднюю ожидаемую доходность корпорации, важно дополнительно оценить потенциал и фактически циклический характер деятельности, с которым приходится сталкиваться в бизнесе. В то время как компания должна постоянно зарабатывать достаточную прибыль для выплаты процентов по своим долговым обязательствам (или находить эти средства за счет резервов), именно дополнительная прибыль (т. е. сверх той, которая идет на обслуживание долга) составляет ядро доходов от акций. Проблема акционеров состоит в том, что дополнительная прибыль — нестабильная величина. Ни одна компания не может гарантировать, что ее прибыль вырастет в текущем финансовом году по сравнению с прошлым годом.
В этом отношении необходимо обратить внимание на два основных экономических цикла.
Во-первых, существует цикл сектора, отрасли или продукта. Отдельный продукт или услуга проходит через ряд этапов. Вначале рождается идея. Затем эта идея требует исследования и разработки для нахождения потенциального рынка. Следующий этап — производство, а конечный этап наступает тогда, когда данный продукт вытесняется новым, более совершенным продуктом. Таков процесс на рынках, где действует конкуренция. Такой поэтапный процесс также наблюдается во всей отрасли, хотя разные конкурирующие между собой продукты и могут находиться на разных этапах своего жизненного цикла развития.
Во-вторых, существует операционный цикл предприятия. Он начинается, как и цикл продукта, с разработки, маркетинга и первоначального развития. Затем наступает этап консолидации, когда, возможно, ведется поиск новых и дополнительных рынков и совершенствуется ассортимент продукции. Затем предприятие может перейти на стадию расширения, возможно, с диверсификацией в разные (но, возможно, взаимосвязанные) области. Последний этап, как и в случае продукта, — это то, что американцы называют стадией или этапом “сокращения в масштабе”. Он наступает тогда, когда предприятие вынуждено уменьшить размеры своей деятельности (или, возможно, закрыться полностью) либо потому, что оно отстало от происходящих вокруг нововведений, либо потому, что оно недостаточно успешно управляло своими денежными средствами (т. е. вышло за рамки своих финансовых возможностей), или, возможно, просто в результате общего экономического спада.
При оценке любой инвестиции в акции (а в меньшей степени это также относится к инвестициям в корпоративные облигации) необходимо учитывать, на каком этапе этих циклов находится компания. Очевидно, что при вложении средств в акции зрелого предприятия в зрелой отрасли вряд ли стоит ожидать необычайного подъема цен на акции такой компании.