Рынок государственных ценных бумаг России
Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене ГКО на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Длительность купонного периода 105 дней. Величина купонного дохода объявляется не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. TESTINGTESTING
Выпуски ГКО и ОФЗ-ПК считаются состоявшимися, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску облигаций.
В феврале 1997 года ЦБ изменил методику расчета купонов по ОФЗ, по которой купоны ОФЗ рассчитывались на основе только выпусков ГКО, размещенных до 21 января 1997 года[4]4 .
Роль рынка ГКО-ОФЗ в структуре макроэкономических пропорций в экономике в целом и в финансировании дефицита государственного бюджета в настоящее время имеет исключительное значение.
Поступления от рынка ГКО-ОФЗ сыграли доминирующую роль в финансировании дефицита федерального бюджета. Доля ГКО-ОФЗ в общем финансировании дефицита федерального бюджета стабильно превышала 50 процентов, достигая в некоторые месяцы 85— 95 процентов.
По состоянию на 28 февраля 1997 года объем рынка ГКО-ОФЗ (рассчитывается как текущая суммарная номинальная стоимость находящихся в обращении ценных бумаг) вырос более чем в 3 раза и достиг 262,2 трлн. руб. в феврале 1997 г. против 73,7 трлн. руб. в начале 1996 г.
Доходность ГКО на протяжении года являлась одним из ключевых макроэкономических ориентиров наряду с таким показателем, как ставка рефинансирования. К концу года усилия ЦБ и Минфина по созданию эффективного механизма привлечения нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ отразились в снижении доходности облигаций и тем самым — стоимости обслуживания внутреннего государственного долга в части этих государственных ценных бумаг. Если в начале 1996 года показатель доходности ГКО, взвешенной по всем выпускам в обращении, составлял более 100% годовых, в июне достигал 170%, то к концу года доходность снизилась до 30 —35%.
Важно также отметить, что было достигнуто увеличение сроков заимствования. Показатель средней дюрации, исчисляемый по всем находящимся в обращении выпускам ГКО-ОФЗ на определенную дату, возрос с 88 дней по состоянию на январь до 149 дней по состоянию на декабрь. Удлинение сроков заимствования было достигнуто за счет целенаправленной политики Министерства финансов РФ по выпуску в обращение более длинных серий ГКО, уже в III квартале 1996 г. прекратился выпуск ГКО сроком обращения три месяца, появились выпуски ОФЗ со сроком обращения два года.
На протяжении всего 1996 года Центральный банк проводил последовательную политику, направленную на реформирование института дилера на рынке ГКО-ОФЗ.
По состоянию на середину марта число дилеров на рынке ГКО-ОФЗ достигло 171 (включая региональных). Увеличение числа дилеров поставило вопрос об усовершенствовании системы контроля за их операциями. Во втором квартале Банк России инициировал процесс разделения дилеров на две группы на добровольной основе. Дилеры первой группы, или “первичные дилеры“, помимо выкупа определенного процента от объема выпусков, размещаемых на аукционах облигаций, должны были, по сути дела, выполнять обязанности маркет-мейкеров на рынке ГКО-ОФЗ, поддерживая котировки выпусков облигаций в торговой системе. Помимо дополнительных обязанностей первичные дилеры получали и дополнительные права: лишь их заявки на покупку и продажу могли оставаться в торговой системе (остальным участникам разрешалось выставлять заявки лишь типа “fill or kill”[5]5 ), с этой группой дилеров Центральный банк планировал начать операции РЕПО по ГКО и ОФЗ.
По состоянию на конец 1996 года в систему межрегиональных торгов на ОРЦБ входило восемь бирж: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ), Ростовская межбанковская валютная биржа (РМВБ), Уральская валютная биржа (УРВБ), Азиатско-Тихоокеанская международная валютная биржа (АТМВБ), Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ), Самарская валютная межбанковская биржа (СМВБ). Доля региональных бирж в общем объеме сделок остается невысокой — в среднем около 5% в объеме дневных вторичных торгов. Однако данный факт является объективным следствием высокой концентрации финансовых ресурсов в Москве, которая еще будет сохраняться и в дальнейшем, и не занижает значения формирования торговой и расчетной системы, функционирующей в режиме реального времени в регионах с разными часовыми поясами.