Основные участники
Основные заемщики и поставщики капитала уже обсуждались в главе 1. В данном разделе будут рассмотрены те участники, которые связаны с долговыми ценными бумагами, а также будут обсуждены потребности и направления использования этих ценных бумаг. TESTINGTESTING
Основная информация о действиях и потребностях правительства тоже была рассмотрена выше, а в разделе 3.6 будет более подробно рассматриваться ситуация с корпоративными заемщиками. Следует заметить, что, хотя правительства и являются постоянными заемщиками на рынке облигаций, корпоративные заемщики выпускают облигации не так часто. Компании могут использовать денежный рынок для регулярных краткосрочных заимствований, и лишь некоторые крупные международные компании регулярно заимствуют средства на долгосрочном рынке. Следовательно, компании склонны осуществлять один-два крупных выпуска облигаций в десятилетие.
В данном разделе рассматриваются основные участники рынка и их роль, а также требования основных инвесторов к долговым инструментам.
ПЕРВИЧНЫЕ ДИЛЕРЫ — это основные фирмы, которые могут проводить операции за свой счет, выступать в качестве посреднических маркет-мейкеров для других профессиональных участников рынка и имеют, как правило, прямой доступ в центральный банк или правительственный орган, отвечающий за выпуск государственных ценных бумаг.
Этим фирмам обычно требуется получить лицензию от органа регулирования по ценным бумагам или, по крайней мере, получить разрешение на деятельность от соответствующего органа центрального банка или правительства. Хотя они имеют право работать с ценными бумагами от своего имени, это не следует рассматривать как показатель того, что они не являются очень краткосрочными инвесторами.
На практике единственная ситуация, при которой они будут стремиться стать держателями долговых ценных бумаг, — это когда они ожидают падения процентных ставок в целом на рынке (когда ожидается, что цены облигаций вырастут). Их основная функция состоит в том, чтобы получать прибыль от “оборота” (разница между их ценой покупки и ценой предложения) как можно чаще. Естественно, чтобы добиться этого, им необходимо, чтобы рынок был как можно ликвиднее и поддерживался высокий уровень спроса и предложения.
Большинство компаний, занимающихся ценными бумагами, и инвестиционных банков активно работает на рынке облигаций. И это неудивительно, так как более 90% от стоимости ценных бумаг во всем мире составляют облигации. Эти организации будут выступать в качестве принципалов и агентов для своих клиентов, и они также могут действовать как маркет-мейкеры по корпоративным облигациям, особенно по еврооблигациям (которые будут рассматриваться в разделе 3.9). Как и первичные дилеры, они вряд ли будут выступать кем-то еще, кроме как краткосрочными инвесторами в облигации. Это происходит из-за того, что им приходится использовать капитал, который мог бы принести более высокие доходы на других сегментах рынка. Будучи агентами, они уделяют особое внимание экономическим факторам и их изменениям и проводят серьезный анализ эмитентов и государственной статистики для того, чтобы предоставить лучшие консультации своим клиентам.
Сделки с облигациями обычно осуществляются с использованием одного из двух методов:
• открытие очень коротких позиций в качестве принципала в ожидании встречных приказов на покупку и продажу, которые приведут к “обороту”, и соответственно обычно они не берут с клиентов комиссию за операции;
• они могут выступать от имени клиентов просто как агенты и проводить операции с профессиональными рыночными посредниками, беря комиссии за каждую сделку.
Поскольку сделки с облигациями, как правило, очень крупные, а конкуренция на рынке очень острая, то комиссии, которые готовы платить крупные организации, будут, как правило, очень низкими. Соответственно агент-брокер должен иметь большой пакет приказов для того, чтобы заработать хорошую прибыль от своей деятельности.
Для того чтобы осуществлять свою деятельность, агент по облигациям на рынке ценных бумаг должен всегда знать о новых выпусках, интересных для его клиентуры, и помнить о том, что по мере погашения облигаций возникает потребность в поиске новых объектов вложения высвобождающихся средств в целях получения эквивалентного потока доходов. Более того, поскольку все облигации (за исключением облигаций с нулевым купоном) приносят регулярные процентные платежи, агентам также необходимо следить за тем, не стремятся ли профессиональные менеджеры также реинвестировать эти доходы.