Ресурсы коммерческих банков, их состав и структура
Недепозитными средствами принято считать ресурсы, которые формируются коммерческими банками путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке или путем получения займов от других кредитных учреждений, в том числе от центрального банка. Недепозитные источники банковских средств в отличие от депозитов не носят персональный характер и не ассоциируют с конкретными клиентами банка. Они приобретаются на рынке зачастую на аукционной основе, предполагающей конкуренцию. Исходя из этого, они и называются заемными [26,с.240]. TESTINGTESTING
Стоимость привлеченных ресурсов зависит от ряда внешних макроэкономических и политических факторов, влияющих на уровень развития экономии Республики Беларусь. Среди таких факторов в первую очередь могут быть названы:
− проводимая денежно-кредитная политика;
− уровень инфляции;
− инвестиционный климат для внешних инвесторов;
− законодательная база, действующая в республике [6].
Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными ресурсами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя однозначно назвать положительным явлением. Это связано с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов [15, с.12-19].
Следовательно, основной целью управления пассивами коммерческого банка является оптимизация структуры банковских ресурсов, позволяющая при наименьших затратах на формирование ресурсов обеспечить поддержание стабильного уровня дивидендов акционеров и объемов прибыли банка, достаточных для его динамичного развития.
Обострение конкуренции между банками и другими финансовыми структурами за вклады юридических и физических лиц привело к появлению огромного разнообразия депозитов, цен на них и методов обслуживания. По данным некоторых зарубежных специалистов, в развитых странах в настоящее время существует более 30 видов банковских вкладов. При этом каждый из них имеет свои особенности, что позволяет клиентам выбирать наиболее адекватную его интересам и возможностям форму сбережения денежных средств и оплаты за товары и услуги.