Методы борьбы с налоговыми нарушениями страховых организаций
МНС России ведет постоянную работу по пресечению описанных выше схем и выработало ряд рекомендаций для налоговых органов.
Так при проверках страховых компаний инспекторам cледует изучать документы иных лиц, включая страхователей - юридических лиц, а также проводить встречные проверки. TESTINGTESTING
Для выявления «зарплатных» схем требуется комплексный подход. Прежде всего надо проверять организации, использующие услуги страховых организаций. Необходимо сопоставлять данные бухучета об изменении объемов выплат по зарплате и факты выплат страхового обеспечения по страхованию жизни сотрудников таких организаций.
При проведении камеральных налоговых проверок страховых организаций целесообразно выявлять факты увеличения у последних объемов страховых взносов по долгосрочному страхованию жизни, а также факты нарушения ими порядка формирования страховых резервов.
Кроме того, положительные результаты дает сотрудничество налоговых органов с органами страхового надзора. В частности, когда налоговая инспекция направляет в органы страхнадзора материалы проверки, позволяющие предполагать, что некая страховая компания нарушила страховое законодательство. Аналогично органы страхнадзора извещают МНС России и его территориальные органы о предполагаемых налоговых правонарушениях со стороны страховых организаций.
За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции. Налоговая санкция, согласно ст.114 НК РФ[42] является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая применяется в виде денежных взысканий (штрафов), в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ, устанавливающих виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
При установлении и назначении мер юридической ответственности за нарушения налогового законодательства необходимо соблюдать определенные принципы. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.
Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.55)".[43]
Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:
а) требование дифференциации;
Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.
Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой или неполной, несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасным является сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления. Хотя последствия обоих нарушений одинаковы - недоплата налога, но правовой принцип справедливой ответственности требует применения различных мер воздействия к нарушителям в зависимости от тяжести содеянного.
Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.
б)
требование соразмерности;
Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.