Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Каналами наращивания денежного предложения будут преимущественно покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средством регулирования текущей ликвидности банков станут операции Национального банка на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой. TESTINGTESTING
Процентная политика станет одним из важнейших инструментов регулирования денежного предложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных условий в размещении средств в банках, государственные ценные бумаги и другие активы, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.
По мере укрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет проводиться политика снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитами, что станет одним из факторов роста ресурсной базы банков для осуществления ими активных операций. Отношения Национального банка как кредитора последней инстанции и банков будут строиться на рыночных принципах. Последовательно будет проводиться политика отказа от установления индивидуальных нормативов деятельности банков [19, с. 45].
В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования.
Важнейшими направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а также аккумулирование части валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.
Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будут формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболее благоприятные условия для проведения эффективной экономической политики [22].
Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:
1.Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном укреплении реального курса рубля.
2. Необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом.
3. Следует последовательно проводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.
4. Очень важно обеспечить развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие [19, с.36].
В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки республики должны способствовать формированию финансовых институтов, аккумулирующих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.
Следовательно, совершенствование таких составляющих системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная и фискальная политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития государства в целом.