Понятие, правовые основы денежно-кредитной политики. Задачи и цели денежно-кредитной политики
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций [2, с.37]. TESTINGTESTING
3. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на первичные, промежуточные и тактические. Цели денежно-кредитной политики представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Дерево целей денежно-кредитной политики [5, с.137].
Под первичными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:
· экономический рост;
· обеспечение занятости населения;
· формирование равновесия платежного баланса страны;
· стабильность цен как внутренних, так и внешних;
· стабильность ставки процента;
· стабильность на финансовых рынках;
· стабильность валютного рынка.
Национальный банк воздействует на параметры первичных (конечных) целей через промежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;
· развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;
· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы
Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка [3, с.26-27].
4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитной политики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов может быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность) [2, с.37].
К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:
· рефинансирование банков;
· процентные ставки по операциям центрального банка;
· обязательное резервирование;
· валютные операции;
· операции на открытом рынке;
· прямые количественные ограничения;
· установление ориентиров роста денежной массы [4, с.364].
5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальном банке Республики Беларусь представлены в приложении А.
В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь [5, c.12].
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами [2, с.39].