Проблемы и перспективы развития банковских услуг населению с учетом зарубежного опыта
Весной 2008 г. компания GfK Русь провела очередную весеннюю волну мониторинга рынка розничных банковских услуг в России [37]. Основные вопросы исследования охватывали отношения россиян к банковским продуктам и услугам: использование потребительских кредитов, пользование банковскими пластиковыми карточками, вкладами, депозитами, а также инвестиционными банковскими продуктами. Кроме этого, измерялся уровень осведомленности пользования и лояльности относительно более 30 ведущих российских банков. В ходе проекта было проведено 2 200 интервью в 170 населенных пунктах России по выборке, репрезентирующей взрослое население России в возрасте от 16 лет и старше. TESTINGTESTING
Основные результаты показывают, что в последнее время отмечается тенденция увеличения спроса на банковские услуги. В первую очередь речь идет об потребительских кредитах. По сравнению с весной 2007 года доля россиян, воспользовавшихся этим видом кредита, увеличилась в два раза. Также растет интерес к инвестиционным банковским продуктам: покупка акций ценных бумаг, вложения в паевые инвестиционные фонды. Если в прошлом году об этом виде инвестиций говорили только 1-2 % россиян, то весной текущего года - уже 8% взрослого населения России.
Результаты исследования показывают, что по уровню известности и доли пользователей по-прежнему лидирует Сбербанк России (около 43% респондентов считают его основным), однако постепенно увеличивается доля людей, пользующихся услугами других коммерческих банков (так, в 2008 году около 57% опрошенных заявили, что в будущем намерены использовать другие банки). Наиболее популярными среди них россияне называют банк Русский Стандарт, Home Кредит, Росбанк, Банк Москвы и Внешторгбанк.
По результатам опросов, наиболее востребованными услугами (за исключением оплаты коммунальных платежей и обмена валюты) являются ведение текущего счета в рублях (популярно среди 35% россиян), срочный вклад (депозит) в рублях (21%), использование заработной дебетовой карточки (19%), денежные переводы (17%), а также услуги кредитования (15%), среди которых особенно популярны потребительские экспресс-кредиты в магазинах на покупку товаров, потенциальная заинтересованность в которых наблюдается у 10% россиян.
Постепенно увеличивается доля пользователей банковскими картами, в первую очередь за счет внедрения зарплатных дебетовых карт (что является результатом все более частого внедрения их работодателями), а также за счет распространения кредитных банковских карт, выдаваемых банками при оформлении кредита. Доля россиян, использующих личные кредитные карты, составляет около 19%.
Результаты исследования выявили, что основными источниками при поиске информации и выборе банковского продукта и услуг являются преимущественно отзывы друзей и знакомых (33 %), реклама на телевидении (отмечается уменьшение с 27% в 2007 году до 19% в 2008 году) и в газетах (с 23% в 2007 году до 13% в 2008 году).
Будущее российского рынка банковских продуктов и услуг видится, в первую очередь, в опережающем развитии розничного сектора.