Изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке Республики Казахстан
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.
TESTINGTESTINGПараллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка. В начале 1996 года была проведена работа по созданию нормативной базы, регулирующей биржевой рынок срочных контрактов, и в мае этого года состоялось открытие рынка валютных фьючерсов. К сожалению, первая попытка открытия данного рынка оказалась в то время нежизнеспособной, и торги срочными контрактами были остановлены в феврале 1998 года. И только в марте 1999 года удалось восстановить данный сектор рынка.
1998 год был отмечен восстановлением биржевого рынка государственных ценных бумаг, произошедшим за счет появления новой группы профессиональных участников рынка ценных бумаг – компаний по управлению пенсионными активами, которые в силу требований законодательства обязаны оперировать только на организованном фондовом рынке. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на бирже 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации.
Таким образом, всю историю становления рынка ценных бумаг в Казахстане, начавшуюся в 1991 г., можно подразделить на несколько характерных периодов:
- «рыночной инициативы»;
- «кабинетный»;
- ожидания;
- адаптации [12, c.19].
1. Период «Рыночной инициативы» (1990-1991 гг.). На волне общественного подъема, вызванного процессами демократизации, появляются первые акционерные общества, которые выпустили первые в истории Казахстана акции.
Создаются фондовые биржи - Алматинская и Казахстанская. В 1991 г. введен в действие закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР», вслед за которым правительство утверждает разработанное Министерством финансов «Положение о ценных бумагах». Регистрация, выпуск и обращение ценных бумаг регулируются в 1992 г. вначале временными правилами, затем «Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и инвестиционных фондов» [12, c.19].
2. Период «Кабинетный» (1993-1995 гг.). В обществе возникает понимание неподготовленности как государства, так и хозяйствующих субъектов к работе с ценными бумагами. Начинается подготовка первой «волны» специалистов, призванных сыграть решающую роль в становлении инфраструктуры рынка ценных бумаг в целом и законодательной базы в особенности. Обучение происходит в известных высших учебных заведениях за рубежом, путем стажировок в институтах рынков ценных бумаг Японии, Великобритании, США, Турции, России и других стран. В Казахстан приглашаются эксперты международных организаций, с участием известных специалистов проводятся семинары [12, c.20].
3. Период ожидания. (1996-1997 гг.) Именно на этот период приходится выход в свет наиболее законченных документов - законов, постановлений правительства и Национального Банка Республики Казахстан, инструкций и иных документов Национального Банка и других институтов, которые в совокупности впервые образовали конструктивную «оболочку» правовой и нормативной инфраструктуры рынка ценных бумаг Казахстана, позволяющую строить участникам рынка ценных бумаг вполне цивилизованные отношения [12].
В руководстве государства созрело понимание огромной роли рынка ценных бумаг в экономике, источники наполнения бюджета либо скудеют и закрываются, либо их появление откладывается. Тормозится процесс приватизации, которая не дает бюджету ожидаемых доходов. Правительство, как крупнейший собственник, готовит план масштабного прорыва на рынок ценных бумаг. Всю свою огромную и пока малополезную собственность оно разделяет на три категории:
- «голубые фишки»;
- «второй эшелон»;
- прочие.
В числе «голубых фишек» крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтепереработки, энергетики и связи. Замысел состоял в том, что часть госпакетов акций этих компаний поступит в обращение на фондовую биржу. Хотя эта часть представляла небольшую долю собственности, ее общая номинальная стоимость была настолько велика, а компании настолько привлекательны для инвесторов, что обозреватели отмечали заметную концентрацию финансовых средств в ожидании залпового выброса акций в обращение.
4. Период адаптации. В начале 1998 г. стало ясно, что после нескольких отставок и рокировки ключевых фигур, ожидания участников рынка были напрасны: «голубые фишки» не состоятся в обещанный срок, не состоятся они и в ближайшем будущем. [13, c.23].
Валютные государственные ценные бумаги не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.
С 1999 года началось развитие биржевого рынка корпоративных облигаций, первые из которых были включены в официальный список биржи 01 февраля этого года. 1999 год отмечен также запуском с 05 июля биржевого сектора операций репо по государственным ценным бумагам. В этом же году при помощи Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в Казахстане был сформирован организованный вторичный рынок суверенных еврооблигаций Республики Казахстан. Первые торги этими еврооблигациями состоялись на KASE 19 октября 1998 года. С 15 июля этого же года казахстанской биржей была запущена в эксплуатацию котировочная торговая система, что, по сути, разрешило проблему создания в Казахстане внебиржевой котировочной организации [14, c.128].
Далее, за период с 2000 по 2004 года произошел значительный рост емкости казахстанского рынка ценных бумаг, был разработан Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2.07.2003 года за № 461-III регулирующий деятельность казахстанской фондовой биржи.
Постоянно увеличивающийся интерес к проблемам развития и функционирования фондового рынка Республики Казахстан определяет актуальность темы дипломной работы.
В процессе написания дипломной работы планируется достижение определенной цели – изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке РК.
В соответствии с целью были определены задачи, которые необходимо решить в процессе написания дипломной работы:
1. изучение инфраструктуры и современного состояния фондового рынка;
2. анализ деятельности Казахстанской фондовой биржи (KASE) и Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА);
3. выявление перспектив дальнейшего развития фондового рынка республики;
4. изучение процесса вывода предприятия на публичный рынок;
5. исследование влияния мирового экономического кризиса на фондовый рынок РК.
- Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- Функционирование фондовой биржи КАSЕ как основной саморегулируемой организации
- РФЦА как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка
- Совершенствование законодательной базы и государственного регулирования РЦБ
- Основные направления и механизмы дальнейшего развития РФЦА
- Процедура вывода предприятия на фондовый рынок Республики Казахстан
- Исследование деятельности АО «Народный банк» на фондовом рынке Республики Казахстан
- Исследование деятельности АО «КазМунайГаз» на фондовом рынке Республики Казахстан
- Влияние мирового кризиса ликвидности и прогноз развития ситуации
- Заключение